ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Куликова Н.Н. (НГТУ, г. Новосибирск, РФ)

 

The results of study of the state concept of tax stimulation innovation's activity of organizations are stated in the given paper.

 

Современный экономический рост любого государства характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса. На долю новых знаний в развитых странах приходится от 70-85% прироста ВВП.

Несмотря на происходящее оживление экономики России, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения производства и инвестиций. Наибольшие разрушения произошли в отраслях наукоемкой промышленности, и сельскохозяйственного машиностроения.

В отсутствие выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры.

Снижение с 1992г. внутрифирменных затрат на исследования и разработки российских предприятий, а также низкие темпы их роста в последующее десятилетие привело к снижению конкурентоспособности национальной экономики и утрате значительной части потенциала экономического роста страны.

Предотвращение катастрофического сжатия научно-производственного потенциала требует резкого наращивания инвестиционной и инновационной активности.

Сложившаяся на сегодняшний день в России модель инвестиционной деятельности характеризуется маломощностью и неэффективностью. Ни фондовый рынок, ни банковская система не выполняют своих функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в инвестиции. Главным инвестором являются сами производственные предприятия, на долю которых приходится почти 70% всего объема инвестиций, в том числе не многим более 10% финансируется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

А ассигнования на исследования и разработки из средств государственного бюджета по сравнению с наиболее экономически развитыми странами не обеспечивают должного уровня восстановления научно-технического потенциала страны.

Повышение эффективности использования накопленного научно- технического потенциала, во многом зависит от комплекса финансово регулирующих мер. Таких как  оптимизация налоговых платежей в целях стимулирования инновационной деятельности, и модернизации технологического парка, за счет снижения налоговой нагрузки.

Однако для экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации в течение последних лет, характерны трудности, связанные с льготным режимом налогообложения инновационной деятельности, а именно отсутствие в действующих и обсуждаемых законодательных документах норм по налоговому стимулированию инновационной деятельности, и на сегодняшний день существуют лишь некоторые льготы, причем только для научной деятельности и научных учреждений.

Тем не менее, к сфере инновационной деятельности можно отнести и как собственно научные исследования, так и продвижение и внедрение инноваций.

Поэтому следует законодательно обеспечить стимулирование инновационной деятельности, в которой научные исследования составляют лишь один из ее элементов. Эта задача представляется сложной, пока в федеральном законодательстве отсутствуют такие понятия как "инновационная деятельность" и "инновационная организация".

В законодательной практике понятие «инновационная деятельность» варьирует между понятием «процесс» - направленный на использование научных знаний для создания нового или улучшения производимого продукта, и понятием «вид деятельности» - связанный с трансформацией научно-технических достижений в технологически новые или усовершенствованные продукты.

В том и другом случае определение понятия «инновационная деятельность» базируется на различных признаках классификации инновационного процесса, и не учитывают его экономического содержания.

По мнению автора, инновационная деятельность организаций представляет собой специфический непрерывный бизнес-процесс, направленный на производство новшеств, превращение новшеств в инновации и основную продукцию организации, а также распространению в другие сферы производства с целью обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности организаций, в частности, а также регионов и страны в целом.

Другим, не менее, важными является такое понятие как «инновационные организации».

Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств предпринимательскими структурами.

Инновационные организации различных размеров и направлений деятельности, составляющие основу инновационного сектора экономики, — это организации, разрабатывающие, внедряющие и продвигающие нововведения как с целью извлечения прибыли путем их продажи на рынке, так и с целью повышения конкурентоспособности и экономической устойчивости путем внутрифирменного использования.

Кроме того, учитывая  многоаспектность процесса и форм организации инновационной деятельности организаций, необходимо законодательно отразить право и порядок отнесения предприятий к определенному виду «инновационной организации».

Систематизация организаций в сфере инновационной деятельности позволит при формировании системы налогового стимулирования решить задачи структурной перестройки в рамках государственной инновационной политики и усилить конкурентоспособность различных секторов экономики, а также задачи формирования эффективной системы форм налогового стимулирования, с учетом особенностей ценообразования и формирования финансовых результатов инновационных организаций.

Для современного этапа развития налоговой системы РФ характерно повышение роли регулирующей  и стабилизирующей функций государственной налоговой политики.

В процессе реформирования налоговых систем сформировался единый концептуальный подход к налоговым системам как к экономическому многофункциональному механизму, способному вы­полнять задачи:

·             обеспечения необходимых объемов фискальных сборов;

·             активизации конкурентных сил рыночной экономики;

·             регулирования процессов расширения и модернизации произ­водства;

·             стимулирования инвестиционной активности предпринима­телей;

·             обеспечения социальной стабильности в обществе;

·             стимулирования развития интеграционных экономических процессов на межгосударственном уровне.

Правильный выбор цели регулирования инновационной активности - центральный момент в процессе формирования системы стимулирования инновационной деятельности организаций.

А так как система стимулирования должна способствовать решению двуединой задачи государства в области экономики: общей активизации применения инноваций и обеспечению структурной перестройки, повышающей  конкурентоспособность реальных секторов экономики, то система мер и форм налогового стимулирования, а также механизм налогового стимулирования должны формироваться в соответствии с целевыми направлениями, а именно:

·                        Если целью является техническое перевооружение всех отраслей производства на новом технологическом уровне, и объектом стимулирования является общая активизация применения инноваций, то достаточно общих решений, одинаково распространяющихся на все сферы экономики;

·                        Если же одновременно должна быть решена задача структурной перестройки и повышения конкурентоспособности реальных секторов экономики с учетом перспективы выхода на мировой рынок, то механизм стимулирования должен включать в себя выбор приоритетов государства, и особый механизм стимулирования этих приоритетов.

В целом общий организационно-экономический механизм формирования системы налогового стимулирования должен обеспечивать формирование эффективной политики стимулирования, направленной не на научную организацию, как субъект, а на инновационную деятельность как объект стимулирования.

С помощью гибкой системы форм стимулирования должно достигаться оптимальное соотношение между бюджетным финансированием науки и самофинансированием научно-технического прогресса.

В процессе формирования системы налогового стимулирования инновационной деятельности необходимо уделить особое внимание инвестиционной деятельности организаций. Так как в сферу инновационной деятельности входит рынок капитала (инвестиций).

Таким образом, процесс формирования капитализируемой прибыли и инвестиционного капитала являются основными объектами налогового стимулирования инновационной деятельности.

Тем не менее, данные процессы тесно связаны с процессом ценообразования, в общем, и  с ценообразующими налогами в частности, что позволяет говорить о целесообразности разработки такой методики формирования налогового стимулирования инновационной деятельности, которая позволяла бы не только минимизировать отдельно взятые налоговые обязательства, но и оптимизировать систему налогообложения инновационной деятельности организаций в целом.

В заключение можно сказать, что в современных условиях развития национальной экономики РФ назрела необходимость и на федеральном и на региональном уровнях развернуть  научно-методическую, правовую, организационную работу по созданию единой государственной Концепции национальной инновационной системы (КНИС), а в ее рамках – Концепции налогового стимулирования инновационной деятельности (КНСИД).

 

Литература

1.    Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики/Научный доклад. - М.:ЦЭМИ РАН, 2001.

2.    Лисов В.И. Роль, задачи и принципы государственной инновационной политики на современном этапе социально-экономического развития России//Центр «Школьная книга», 2004.

Сайт управляется системой uCoz