ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЛЬШИ

 

Ковaлик Ян (Ченстоховский технический университет, Польша)

 

The decisive factor about workings and development SMB (SME) is its competitiveness both on the domestic market and the international one. The innovativeness is one of the most important factors decisives of the competitiveness economic entity.

The paper shows the analysis of the SME sector competitiveness in Poland according to a description of general characteristic this sector in Polish economy and the innovativeness state of the economy in Poland.

 

Трансформация экономической системы в Полше способствовала динамическому развитию предпринимательства, что нашло свое отражение в появлении значительного количества предприятий частной формы собственности с различными масштабами деятельности. В настоящее время в Польше, также как и в других странах ЕС главную роль в  хозяйственной структуре играют малые и средние предприятия, которые составляют около 99,8% общего числа зарегистрированных предприятий, имеющих значительный вес в создании ВВП (около 50%), а также являющихся основным источником существующих рабочих мест (более 66% общего числа работающих).

Важнейшим фактором, определяющим развитие и функционирование малых и средних предприятий в Польше является их инновационность, которая определяется как главная составляющая роста конкурентоспособности предприятий как на внутреннем (Польша) рынке, так и международном. На ключевую роль инновационности среди всех составляющих конкурентоспособности обращает внимание М. Портер[1], который утверждает, что только инновационность позволяет предприятиям достигнуь выиграть в конкурентной борьбе. При этом в широком понимании инновационность связана как с развитием новой техники, так и трансфером технологий. Реализация данных направлений на практике способствует росту конкурентоспособности продукта и (либо) предприятия в целом. Понятие нновационности как основополагающего фактора конкурентоспособности вытекает из следующих положений[2]:

-               Инновационность уже в сомом термине содержит элемент новости и изменений, имеет характер динамичный и развивающийся,

-               Инновационность тесно связана со всеми другими факторами, влияющими на конкурентоспособность продукта и предприятия,

-               Инновации сильно влияют на формирование рыночного спроса, который сам по себе является весьма важным фактором формирования конкурентоспособности.

 

Характеристика инновационности малых и средних предприятий Польши

Одним из наиболее часто используемых показателей инновационности малых и средних предприятий является показатель, отражающий степень их участия в инновационном процессе и расчитываемый как отношение числа предприятий предложивших на рынок либо внедривших у себя или одну или более техническую инновацию за исследуемый период к общему числу предприятий (таблица 1).

 

Таблица 1-  Инновационность польских предприятий

 

Показатели

Предприятия, внедрившие инновации в 1999-2000 гг

Предприятия планировавшие внедрение инноваций в  2001-2003 гг

Всего

Новые или модернизированные продукты

Новые технологические процессы

% исследованных предприятий

Всего:

частный сектор

государственный сектор

Малые предприятия

Средние предприятия

Крупные предприятия

17

35

16

11

23

54

13

26

13

8

19

45

12

25

11

7

15

42

21

41

20

16

27

56

Источник: System wspierania innowacji i transferu technologii w krajach Unii Europejskiej i w Polsce, Polska Agencja Rozwoju Przedsiębiorczości, Warszawa 2003, s. 28.

 

Как следует из представленного статистического материала в 1999 – 2000 годах наименее инновационными были малые предприятия, только 11% предприятий исследованных реализовало процесс внедрения инноваций, гораздо лучшая ситуация была на средних предприятиях, где коэффициент инновационности составил 23%. Как показывают исследования наиболее инновационными были предприятия частного сектора, показатель инновационности для них составил 35%, в то время как для государственного он не поднялся выше 16%. Рассматривая специфику инновационных процессов можно говорить о том, что она весьма разнообразна, т.е. имели мето как внедрение новых продуктов, так и их моденизация. Вместе с тем, можно утверждать, что инновационности малых и средних предприятий является достаточно низкой, особенно при сопоставлении полученных данных с показателями аналогичных предприятий ЕС, где он составляет порядка 44%.

Как показатель инновационности предприятий достаточно часто используется показатель, отражающий отношение объемов продаж новых и модернизированных товаров к общему числу проданных. В 1999 году такой показатель составил  21,3%, а в 2000 году только 16,4%.

Еще одной величиной, которая может быть использована для оценки инновационности предприятий является величина денежных расходов, которую понесли предприятия промышленности на научно-технические исследвования (badawczo + rozwój (B+R). Величина таких расходов в Польше очень мала и составляет только  0,23% ВВП, в то время как в ЕС она составляет порядка 1,4% ВВП. Следствием этого является очень низкое участие отдельных предприятий в общей сумме расходов на B+R, участие предприятий в данном показателе не превышает 20%, в то время как финансирование из бюджета составляет порядка 60%. В странах с высокорзвитой рыночной экономикой данное соотношение противоположно.

Таким образом, можно утверждать, что фактором, ослабляющим конкурентоспособность малых и средних предприятий в Польше является низкий уровень их инновационности. Повышение последней зачастую натыкается на разнообразные барьеры, среди которых можно выделить внешние и внутренние, к наиболее важным следует отнести:

-               отсутствие собственных финансовых средств;

-               высокий уровень банковских процентов по кредитам;

-               сложная и малаэффективная система налогообложения

-               отсутствие сильных связей между сектором научно-исследовательским, разрабатывающем инновации, и промышленным сектором, их использующим;

-               отсутствие необходимой базы и структур, необходимых для трансфера технологий, а также информации на соответствующую тему;

-               отсутствие необходимости внедрения инновации.

Для того, чтобы повысить инновационность польских предприятия, и, следовательно, их конкурентоспособность, необходимо вмешательство государства и принятие законодательных акттов, способствующих росту заинтересованности предприятий во внедрении инноваций и вложению средств в их исследование.

 

Литература

1.     Porter M.: Porter o konkurencji, PWE, Warszawa 2001.

2.     Sosnowska A.: Pojęcie konkurencyjności przedsiębiorstw, w: Źródła przewagi konkurencyjnej przedsiębiorstw, Materiały i Prace IFGN, SGH, Warszawa 2002.

3.     System wspierania innowacji i transferu technologii w krajach Unii Europejskiej
i w Polsce, Polska Agencja Rozwoju Przedsiębiorczości, Warszawa 2003
.



[1] Porter M.: Porter o konkurencji, PWE, Warszawa 2001, s. 202.

[2] Sosnowska A.: Pojęcie konkurencyjności przedsiębiorstw, w: Źródła przewagi konkurencyjnej przedsiębiorstw, Materiały i Prace IFGN, SGH, Warszawa 2002, s. 10.

Сайт управляется системой uCoz