КАЧЕСТВО ПО ПУТИ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ К ПОТРЕБИТЕЛЮ

 

Карасова Т.И. (КГТУ, г. Кострома, РФ)

 

         This article about of the importance research and necessity control manufacturing of furniture.

 

На предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности управление производственными процессами  направлено на организацию работ по повышению технического уровня производства, обеспечение ритмичности работы предприятий, соблюдение технологических режимов, применение статистических методов контроля, анализа и регулирования технологических процессов. Технологическая подготовка производства нового изделия состоит из следующих основных этапов:

·        разработка технологических процессов и заданий на проектирование технологической оснастки и средств механизации;

·        проектирование и изготовление специальной технологической оснастки, инструмента и средств механизации и автоматизации производства;

·        определение потребности в технологическом оборудовании, его приобретение или модернизация действующего;

·        разработка норм расхода сырья, материалов, инструмента;

·        разработка норм трудоемкости изготовления изделий;

·        разработка планировок цехов по производству новых видов продукции;

·        определение поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;

·        разработка проектов поточного производства новых видов продукции;

·        отладка технологических процессов по выпуску опытных партий продукции.

Функции технологической подготовки производства на предприятиях отрасли выполняют: отделы главного технолога, главного механика, отдел технического контроля, конструкторский отдел и производственные подразделения. Управление технологическими процессами позволяет обеспечить выпуск продукции высокого стабильного качества и базируется на современных методах оценки, контроля и регулирования технологических операций.  На всех стадиях производственного процесса  осуществляется идентификация и отслеживаемость  выпускаемой продукции. Особенностью выполнения этих работ на предприятиях является выполнение этих видов работ по показателям продукции, связанным с условиями безопасного изготовления и эксплуатации продукции. Идентификация представляет собой процесс маркировки, разработки этикеток на  сырье, материалы, комплектующие изделия, готовую продукцию, а также техническую и технологическую документацию на них, обеспечивающих выявление места нахождения данного объекта с целью установления возможных причин брака изготовленной продукции или отклонений от производственного процесса.

Так, в мебельной компании «Такос» для качественного выполнения индивидуальных заказов разработаны и внедрены маршрутные карты  прохождения  заказа от продавца-консультанта в магазине до мастера по отгрузке на производстве.  Для оптовых поставок мебели в разобранном виде разработана универсальная маркировка, позволяющая  потребителю без труда определить место нахождение той или иной детали, согласно прилагаемой инструкции по сборке, эксплуатации и уходу за мебелью. Инструкция по мебели также универсальная, так как, кроме описания процесса сборки мебели, она содержит полную  информацию о поставщике продукции, об ответственности покупателя и продавца, о сроках службы и гарантии на мебель, и конечно девять пунктов рекомендаций по сохранности и надежности мебели при длительной ее эксплуатации. Специфика разработки и управления производственными процессами в лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности учитывает следующие факторы:

·        назначение продукции;

·        степень важности продукции;

·        тип производства;

·        состав продукции;

·        степень сложности продукции;

·        сфера реализации продукции;

·        степень новизны продукции и производственного процесса

Управлять качеством – это значит добиваться не любого качества продукции, а качества строго определенного значения или заданного уровня.

Многолетний опыт работы в мебельной промышленности, позволяет мне рассуждать о степени важности и необходимости тех или иных нововведениях в области качества выпускаемой продукции. У каждого из перечисленных выше периодов есть свои плюсы и минусы.

С 1964 год действовала  Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) или система бездефектного труда (СБТ), затем Львовская  система полной ответственности за качество выпускаемой продукции. Краснодарский опыт комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) дал свой положительный результат и выявил резервы улучшения качества продукции.

Государственный  знак  качества (ГЗК) и  Госприемка, затем сертификация и  обязательное или добровольное декларирование продукции. Так,  в середине 80-х годов прошлого века, выпуск мебели с ГЗК по Минлеспрому СССР составлял 58,2%.  Однако  в  период с 1985 по 1990 годы  ГЗК утратило примерно 3000 изделий, что составило 1/3 всех изделий,  имеющих Государственный знак качества. Из них 70 процентов -  по причине нарушения требований  стандартов. Тогда же  было наложено 75 тысяч запретов на реализацию продукции и применено более 41 тысячи экономических санкций. Основными причинами неудовлетворительного качества явились: нарушение исполнительской дисциплины при изготовлении продукции, низкий уровень производства, некачественная и неритмичная поставка, потеря роли служб ОТК. Чтобы устранить эти причины,  решено было ввести Государственную приемку продукции.  Это позволило   повысить уровень знаний руководящих работников и специалистов в области качества, исключить разрыв между словом и делом.  Расчет  был сделан на то, чтобы повысить  качество без труда, и  решить проблему штурмом.

Тогда с введением госприемки  на предприятиях предполагалось искоренить выпуск недоброкачественной продукции, снизить количество рекламаций и штрафных санкций.  Однако и эта мера борьбы с низким уровнем качества продукции себя не оправдала.

Нельзя не  вспомнить, как очень и очень тяжело внедрялась сертификация. Уровень оснащенности испытательных центров техническими средствами  был очень низок.  Долго не могли утвердить номенклатуру  продукции, подлежащей обязательной сертификации, к которой установлены жесткие требования по безопасности, охране здоровья, защите окружающей среды. Отсутствовали нормативные документы, которые  бы определяли порядок проведения работ, а также функции, права и обязанности министерств, предприятий и организаций в области сертификации. И только с внедрением международных  стандартов ISO серии 9001-9004 стало возможным проводить сертификацию продукции. Как известно, мебель входила в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, предусматривающей испытания мебели на соответствие требованиям ГОСТ 16371-93 и ГОСТ 19917–93.

Мебельную  компанию  «Такос», производящую  и реализующую кухни, также не обошла стороной проблема сертификации.  На сегодняшний день  вся продукция, отгружаемая потребителю, имеет сертификат соответствия, который выдан органом по сертификации некоммерческим партнерством «МЕБЕЛЬТЕСТ – ИВАНОВО» на основании протоколов испытаний.

Каждый раз мы пытались решить проблему качества выпускаемой продукции.  Согласно определению словаря международного стандарта ISO: «Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Качество не есть абсолютная величина.

По данным исследований было выявлено соотношение причин, от которых зависит  качество выпускаемой продукции (рис.1).

Рисунок 1 - Диаграмма

 

Да, мы говорим о тех этапах, которые прошли в таком нелегком деле, как «удовлетворение потребностей» покупателей. Но, оказывается, что один и тот же товар может удовлетворить одного покупателя, но быть абсолютно бесполезным для другого. Вот уж действительно, «что хорошо для одного, может быть плохо для другого». Каждый раз мы пытаемся уравнять требования всех и для всех. Но в жизни так не бывает, как нет двух, абсолютно похожих друг на друга листочков на одном дереве, а их не много, ни мало почти 100 тысяч штук.

Главное в том, чтобы вся продукция выпускалась, согласно требованию нормативно- технической документации, в которой прописаны все  необходимые для данного вида продукции технические  и технологические регламенты. За нарушение требований к качеству продукции предприятие несет имущественную и уголовную ответственность.

Качество продукции является для предприятий обобщающим показателем научно-технического прогресса, уровня организации производства, культуры и дисциплины труда. Способность предприятий вовремя скорректировать свои действия на том или ином этапе производства, его мобильность, во многом будет способствовать дальнейшему росту его конкурентоспособности.

 

Литература

1. Бардонов В.А. Целевая научно-техническая программа повышения конкурентоспособности и качества продукции, выпускаемой предприятиями объединения в 1991 -1995 годах: монография / В.А.Бардонов [и др.] - Балабаново: ВНИИДрев, 1990. – 25с.

2. Белобрагин В.Я. Слово о земляке //Стандарты и качество. – 2006. - №12. – с.17-18.

 

Сайт управляется системой uCoz