УРОВНИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Ярикова И.А. (ЛГТУ, г.Липецк, РФ)

 

The levels of the “sustainable development” according to agricultural sector are observed in the given paper. Each level has its own specific factors and criteria which indicate the degree of the development.      

 

Исследования отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам устойчивого развития, выявляют существенные расхождения в трактовке понятия «устойчивое развитие». На наш взгляд, это вызвано не многогранностью данной категории, а отсутствием четко проработанной концепции, касающейся проблематики устойчивого развития, а именно неточностями в понятийном аппарате, неоднозначностью при определении факторов, влияющих на устойчивое развитие, и, соответственно, критериев и показателей, позволяющих оценить степень развития определенного субъекта.

В данной статье мы предлагаем подход, основанный на предпосылке разграничения понятия «устойчивое развитие» в зависимости от уровня (или масштаба) объекта исследования. Данная предпосылка основана на том, что устойчивое развитие отдельного хозяйствующего субъекта не означает аналогичной ситуации в отрасли,  а по развитию определенной  отрасли нельзя судить об устойчивости региона и страны в целом. Также и при определении стратегии и тактики глобального развития недопустимо применение индуктивного метода. Целое, в нашем случае устойчивое развитие каждого вышестоящего уровня, не равно простой сумме отдельных его составляющих.      

 Представляется целесообразным для анализа выделить следующие пять уровней:

1)     уровень отдельного хозяйствующего субъекта;

2)     отраслевой уровень;

3)     региональный уровень;

4)     страновой (государственный) уровень;

5)     глобальный уровень.

Далее рассмотрим подробно, какое, на наш взгляд, определение устойчивого развития применимо к тому или иному уровню. При этом будут выявлены основные факторы, влияющие на развитие, и критерии, позволяющие его оценить. Сразу отметим, что под критериями в данной ситуации нами понимается качественная сторона, т.е. соответствие результатов деятельности тем целям, которые ее определяют. При этом критерии не всегда характеризуются конкретными показателями, описывающими количественное выражение степени соответствия.

В качестве объекта исследования нами выбрано сельскохозяйственное производство. На наш взгляд, именно устойчивое развитие сельского хозяйства оказывает наиболее существенное влияние на состояние всех сфер жизнедеятельности человека от региональных до глобальных масштабов. В данной отрасли тесно переплетены экономические, социальные, политические и экологические интересы, причем степень проявления того или иного интереса опять же зависит от масштаба (уровня) анализа. Отметим, что экономические интересы наиболее ярко проявляются на  первых двух уровнях, социальные и политические – на третьем и четвертом, а экологические  - на пятом уровне.

Выделим следующие особенности сельскохозяйственного производства. Во-первых, производство в данной отрасли обладает мультипликативным эффектом. Во-вторых, оно более устойчиво к экономическим колебаниям в долгосрочном периоде. В-третьих, действие рыночных законов в сельском хозяйстве определенным образом ограничено. В связи с особенной биологической, естественно-исторической и социально-демографической природой данной отрасли  максимизация дохода не является единственным критерием эффективности ее функционирования. И, наконец, несмотря на то, что продукция сельского хозяйства не обладает всеми признаками общественного блага, без нее невозможно представить существование человека.

Определив таким образом в общих чертах объект исследования, перейдем к изучению особенностей формирования устойчивого развития на различных уровнях сельскохозяйственного производства.

На первом уровне устойчивое развитие, на наш взгляд, ассоциируется с экономической  устойчивостью отдельных хозяйствующих субъектов. На этом уровне наиболее ярко проявляется такой экономический интерес, как максимизация прибыли. Поскольку любой хозяйствующий субъект на данном уровне является сложной производственной системой с большим количеством внешних и внутренних связей, то возможно применение следующего общего понятия устойчивости. Устойчивость функционирования производственных систем – их способность противостоять энтропийным тенденциям, обусловленная тем, что в системах с активными элементами, стимулирующими обмен энергетическими, материальными и информационными продуктами со средой, не выполняется закономерность возрастания энтропии и даже наблюдается самоорганизация.  Самоорганизация (саморегуляция) – это стремление системы в каждый момент времени прийти в наилучшее состояние, называемое оптимальным и соответствующее условиям, сложившимся в окружающей среде и в самой системе.

На данном уровне хозяйствующим субъектам свойственно каждый момент времени находиться в состоянии динамической устойчивости, которая формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяются уровнем воздействия на хозяйствующий субъект извне, т.е. государственным регулированием. На рассматриваемом этапе более интересными представляются внутренние факторы, позволяющие обеспечить экономическую устойчивость.

Совокупность внутренних факторов можно разделить на 2 группы: социально-экономические и производственно-экономические. К первой группе относится мотивация труда и состояние социальной инфраструктуры. Ко второй – производственная и финансовая политика. Отдельно можно выделить такую составляющую устойчивости, как уровень менеджмента.

Очевидно, что количественно возможно оценить только производственно-экономические факторы. Так, результаты финансовой политики оцениваются с помощью коэффициентов ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности. Результаты производственной политики выражаются в наличии у хозяйствующего субъекта такого производственного потенциала, который способен обеспечить безубыточный объем производства. Социально-экономические факторы можно опосредованно оценить с помощью такого показателя, как производительность труда. Уровень менеджмента – качественный критерий, определяемый наличием у хозяйствующего субъекта эффективной системы планирования, разработки стратегических целей и тактических задач, контроля за осуществлением выбранной стратегии, адекватного реагирования на внешние и внутренние изменения.

Исходя из вышеизложенного, устойчивость на первом уровне можно определить как способность хозяйствующего субъекта сохранять в долгосрочной перспективе свою экономическую эффективность при максимальном сглаживании влияния неблагополучных внешних и внутренних факторов и постоянном стремлении к улучшению своей производственной и финансовой структуры.

Отраслевой уровень устойчивого развития сельского хозяйства также определяется преимущественно экономическими интересами. На первый взгляд очевидно, что отрасль развивается эффективно, если большинству входящих в нее хозяйствующих субъектов удается получать прибыль. При убыточном производстве участники должны, руководствуясь лишь критерием максимизации прибыли, покинуть отрасль. Однако для сельскохозяйственного производства существует ряд особенностей. Во-первых, данной отрасли присущи черты совершенной конкуренции, т.е. производитель продукции выступает ценополучателем и в долгосрочном периоде не может получить больше, чем нормальную прибыль, достаточную для покрытия только явных издержек. Во-вторых, общеизвестен диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства по сравнению со средствами производства и предметами труда, используемыми в данной отрасли. 

Исходя из этих предположений, напрашивается вывод, что в долгосрочном периоде в сфере сельскохозяйственного производства, руководствуясь критерием максимизации прибыли, способны выживать только крупные агрофирмы или агрохолдинги. Данные хозяйствующие субъекты имеют возможность нивелирования негативных воздействий на производственный процесс внешних природных факторов благодаря либо эффекту масштаба, либо с помощью диверсификации производственных мощностей в смежные отрасли. Кроме того, из-за недостаточно проработанной законодательной базы, касающиеся регулирования деятельности сельхозпроизводителей в РФ, такие фирмы имеют (и, отметим, не упускают) возможность пользоваться различными льготами, направленными на государственную поддержку сельского хозяйства. Это происходит по причине отсутствия четкого определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории сельхозтоваропроизводителей. Так, согласно закону «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 20.12.06г., к данной категории относятся «…организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющий производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе доля от реализации этой продукции составляет не менее 70% в течение календарного года, а также граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства». Таким образом, выбор в качестве основного критерия доли от реализации сельхозпродукции в общем доходе позволяет многим перерабатывающим и торговым предприятиям третьей сферы АПК,  у которых собственно сельхозпроизводство не является доминирующим видом деятельности, пользоваться льготами, изначально предназначенными не для них. Одним из путей решения проблемы, на наш взгляд, является смена критерия, например, на долю затрат на производство сельхозпродукции в общем объеме затрат. 

Получается, что малые формы хозяйствующих субъектов с позиции критерия экономической эффективности в сельском хозяйстве изначально обречены на вымирание. Однако в масштабах отрасли эффективное экономическое развитие не является синонимом устойчивого развития. Поясним нашу позицию.

Нельзя сводить преимущества той или иной формы хозяйства к количественным показателям (объемы произведенной и реализованной продукции, себестоимость, рентабельность, прибыльность, фондо- и материалоемкость),  а качественные признаки в лучшем случае рассматривать как второстепенные, или же вовсе не учитывать. Под качественными признаками здесь понимается степень личной инициативы, направленная на реализацию своих возможностей, обусловленная наличием хозяйственной самостоятельности и предпринимательской способности. Именно эти признаки, на наш взгляд, предопределяют непосредственную заинтересованность в рациональном использовании всех факторов производства. Чем больше размер хозяйства, тем меньше отдельный работник имеет возможность оценить вклад своих ресурсов в итоговый показатель, и, соответственно, тем меньше у него иных (кроме денежных) стимулов к созидательному труду. Соответственно в долгосрочном периоде при длительном отсутствии по крайней мере нормальной прибыли малые (чаще всего семейные) хозяйства видят иные, нефинансовые выгоды в сохранении своего вида деятельности, поэтому могут продолжать существовать даже в случае их экономической неэффективности. С этих позиций устойчивое развитие сельскохозяйственной отрасли способно обеспечивать только соблюдение определенного соотношения между крупными, средними и малыми формами хозяйствования.

Устойчивое развитие на региональном уровне должно оцениваться в первую очередь с позиции обеспечения социальных и политических интересов. Как известно, сельское хозяйство – это не только сфера экономической деятельности, но и образ жизни для более чем четверти населения РФ.  Именно сельское население ранее формировало уровень рождаемости в России. В настоящее время в развитых странах фермерство обеспечивается государственной поддержкой как образ жизни, позволяющий сохранить многодетные семьи. В России же наблюдается все больший отток населения из деревень в города. В первую очередь это связано с низким уровнем занятости и оплаты труда в сельском хозяйстве. Также наблюдается снижение производительности труда.

Решение перечисленных проблем, на наш взгляд, должно входить в компетенцию региональных органов управления. При этом возможно применение как мер экономического (например, создание развитой социальной инфраструктуры, обеспечение возможности эффективного функционирования не только крупного, но и среднего и малого бизнеса), так и неэкономического характера. К последним можно отнести положительное (но не голословное) позиционирование сельского образа жизни, поскольку в настоящий момент для большинства населения слова «село» и «деревня» содержат лишь негативные коннотации.

Политические интересы на региональном уровне должны рассматриваться с позиции наличия механизма согласования интересов федерального и регионального уровней, учитывающего особенности сельского хозяйства в том или ином регионе. Организация процесса устойчивого развития основывается на выработке процедурного механизма постановки и решения проблем развития в многоуровневой системе управления. Отметим, что в настоящее время в России существует две противоречивых тенденции. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, а с другой – продолжается процесс регионализации. При этом регионы выступают в большей степени проводниками федеральной политики, а не базовыми элементами развития национальной экономики. Таким образом, практически не используется механизм экономической самоорганизации государства, заложенный в региональном уровне управления. Для реализации такого механизма в первую очередь необходимо четко отслеживать внутренние тенденции изменения воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве и на основе этого вырабатывать меры регулирующего характера с учетом потребностей того или иного региона.

Устойчивое развитие на страновом (государственном) уровне представляет собой обеспечение баланса экономических, социальных, политических и экологических интересов всего государства. Безусловным приоритетом на этом уровне должны выступать проблемы жизнедеятельности отдельного гражданина. Конечной целью всего комплекса мер, направленных на достижение устойчивого развития,  является реализация права человека и гражданина на достойное существование. Определяющим фактором при этом, на наш взгляд, выступает наличие у государства четко прописанной законодательной базы, т.е. тех «правил игры», которые обязательны для соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Критерием устойчивого развития здесь служит адекватность законодательства происходящим в стране социально-экономическим процессам, а также способность правительства гибко реагировать на происходящие изменения.

При анализе законодательной базы, касающейся непосредственно развития сельского хозяйства, необходимо, по нашему мнению, обратить внимание на следующее. Во-первых, наличие у государства официальных документов, отражающих следование тенденциям устойчивого развития в мировом масштабе. Особенно важно, чтобы такие постановления были не рамочными «отписками», а являлись действующим ориентиром для формирования комплекса мер по развитию страны. Во-вторых, на федеральном уровне должен быть закон, касающийся непосредственно поддержки сельского хозяйства,  а также документы, подробно описывающие механизмы реализации тех или иных способов поддержки и разграничения полномочий и ответственности между уровнями власти в процессе реализации.

На глобальном уровне устойчивое развитие в его современном понимании характеризует термин «sustainable development», введенный в мировую практику участниками Римского клуба в 70-80 гг. ХХ века. Более адекватный перевод этого англоязычного термина, на наш взгляд, звучит как «обоснованное развитие». Под ним следует понимать такую стратегию общественного развития, согласно которой при расчете эффективности экономического роста необходимо учитывать важнейшие социальные  и экологические последствия.

В настоящее время проблемами устойчивого развития в глобальном масштабе занимается ООН. По инициативе Организации начиная с 1992 года раз в пять лет созываются съезды глав государств для обсуждения вопросов по продвижению к устойчивому развитию. На первой конференции в Рио-де-Жанейро концепция устойчивого развития была окончательно сформирована в Декларации по окружающей среде и развитию и Повестке на  XXI век. Под устойчивым стали понимать такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения без угрозы будущим поколениям. Представляется, что решение проблемы устойчивого развития заключается в нахождении оптимального баланса между постоянно возрастающими общественными потребностями и ограничениями со стороны природной среды.        

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Устойчивое развитие сельского хозяйства по-разному проявляется в зависимости от уровня исследования. Так, на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и на отраслевом основным критерием выступает экономическая устойчивость, однако на отраслевом уровне играют роль и неэкономические факторы. Цель устойчивого развития на региональном уровне заключается в обеспечении соблюдения политических и социальных интересов, а на уровне государства в целом устойчивое развитие характеризуется нахождением оптимального баланса между экономическими, социальными, политическими и экологическими интересами посредством создания эффективной законодательной базы.  На глобальном уровне об устойчивом развитии можно говорить только при соблюдении в мировом масштабе требований, накладываемых на человечество природой, т.е. экологических интересов. При этом роль сельского хозяйства остается значительной, но не доминирующей.   

 

Сайт управляется системой uCoz