ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА РОССИИ

 

Доля А.С. (РГУПС, г. Ростов – на – Дону, РФ)

 

Strategic advantages of mountain area of  the West Caucuses are favorable for further development of the third recreation zone on the South of  Russia. This informat fact attracts investors who are very interested in the development of tourism in this region. The article stresses the role of the state, giving financial recourses for reconstruction of present infrastructure (roads, ski resort, ride (horse) tourism).     

 

Предгорные территории Западного Кавказа (районы Краснодарского края и республики Адыгея) в туристском бизнесе имеют стратегическое преимущество: стабильность, большое количество достопримечательностей, баз отдыха, санаторно-курортных предприятий и туристских маршрутов. Это обеспечивает развитие в данном регионе третей рекреационно-туристской зоны (после Кавказских Минеральных вод и Черноморского побережья). В качестве центра туризма можно считать столицу республики Адыгея - город Майкоп.

Данный регион располагает различными уникальными природными ландшафтами, археологическими памятниками и туристскими ресурсами: уникальные пещеры; средневысокие альпийские луга; скалы; горные вершины и склоны; горные реки и водопады; ущелья; стоянки древнего человека; множество смотровых и обзорных площадок.

Это способствует развитию видов туризма: экологический, познавательный, ландшафтный, природный, горный туризм, приключенческий, экстремальный, культурно-этнический, альпинизм, спортивное ориентирование, горнолыжный спорт, дельтапланеризм, рафтинг, каньонинг, спелеотуризм, охота и рыболовство.

При надлежащей туристской инфраструктуре, обеспечении транспортной доступности и глубинных территорий Краснодарского края и республики Адыгея  в различной комбинации возможна организация более 100 туристско-экскурсионных маршрутов при различных способах передвижения: пеших, конных, автотранспортом, по узкоколейной железной дороге  через Гуамское ущелье Апшеронского района Краснодарского края.

Экспертная оценка показывает, что пропускная способность туристских маршрутов от 2000 - 2500 тыс. человек в течении 7 месяцев (апрель- октябрь).

Пропускная способность горнолыжного отдыха в зависимости от количества подъемников, трас и их протяженности возможна в пределах 450 - 550 тыс. человек.

Таким образом, туристские объекты рекреационной зоны способны за период сезона принимать в среднем до 2450 - 3050 тыс. человек (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Динамика объема туристских услуг региона

 

Посетить данную рекреацию можно используя различные виды транспорта: авиатранспорт, железнодорожный и автотранспорт.

На авиатранспорте до ближайших аэропортов в городах Сочи, Краснодаре, Анапе, Геленджике и Майкопе (принимающем небольшие воздушные суда). Дальше на автотранспорте или железнодорожном транспорте до пункта назначения – город Майкоп. Если на железнодорожном транспорте – то до ближайшей станции Белореченская, где совершают остановки поезда федерального значения. А далее на автотранспорте (такси, автобусы) или пригородных электропоездах, которые доставят до станции Майкоп или Хаджох по расписанию. По данным маркетинговых исследований положительное отношение к транспортному туризму возрастает (рисунок 2).

                      Рисунок 2 - Отношение к транспортному туризму

 

Перевозка пассажиров в Краснодарском крае и республике Адыгея за период  с  2000  по  2004  годы  хоть и  снизилась (рисунки 3  и  4), но  видно, что в последние годы идет увеличение пассажиров, перевезенных железной дорогой. Для дальнейшего развития и продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках необходима поддержка не только местных властей, но и федеральная помощь. А также взаимосвязь и дальнейшее развитие инфраструктуры транспорта: автотранспорта, он хорош для небольших расстояний и подвоза к экскурсионным объектам и железнодорожного транспорта – это позволит подвозить пассажиров- туристов со всех уголков нашей страны и ближнего зарубежья. Динамика пассажиропотока за 2005 год доказывает, что железнодорожный транспорт просто необходим (рисунок 5).

    

Рисунок 3 – Перевезено пассажиров в Краснодарском крае

 

Рисунок 4 – Перевезено пассажиров в республике Адыгея

 

Рисунок 5- Динамика пассажиропотока ст. Белореченская за 2005 год

 

Так на строительство автодорог, по целевой программе на развитие туризма в регионе второй этап 2006-2008 годы, планируется выделить 54,3 млн. руб. из федерального бюджета (уже выделено 39,3 млн. руб.) и  4,1 млн. руб. из местного. Это позволит регионам улучшить качественное состояние дорог и привлечь наибольшее число отдыхающих.

В числе первоочередных общефедеральных задач стоит развитие горнолыжного комплекса на плато Лаго-Наки. На реализацию данной программы выделено 1212 млн. руб. в период с 2004 по 2008 годы. Вдоль дороги для этого ведется строительство линии электропередач напряженностью 110 кВ, на которое выделено 15 млн. руб. из федерального бюджета.

Это позволит протянуть линию электросвязи и построить небольшие туристские кемпинги, а главное – возможность спроектировать современные гостиницы, канатно-крейсерные дороги, трассы спусков для горнолыжников.

 В настоящее время туристско- рекреационный комплекс представлен базами туристского размещения (турбазы, кемпинги, приюты) коечной емкостью 3490 мест, без учета малого гостиничного комплекса 2500 мест, и санаториями со штатным коечным фондом 1430 мест в период максимального развертывания.

На реконструкцию инфраструктуры по организации конного туризма выделено 17 млн. руб.

Бальнеологические ресурсы района заключены в благоприятном климате, экологически чистом воздухе, которые можно использовать для организации эффективного климатолечения и различных оздоровительных мероприятий.   Наличие уникальных гидроминеральных ресурсов (минеральные и термальные воды) позволяет создать крупный бальнеологический и климатический курорт современного типа.

Однако, учитывая конкуренцию Азово-Черноморских курортов это потребует немалых финансовых затрат как из местного, так и из федерального бюджета.

Данная оценка носит экспертный характер, она базируется на анализе возможностей, заключенных в потенциале туристских и рекреационных ресурсов.

В программе развития туристско-рекреационного комплекса района она должна корректироваться и уточняться по конкретным проектам с учетом двух ограничивающих факторов:

- обеспечение экологической стабильности;

- обеспечение уровня экономической эффективности обеспечивающего срок окупаемости инвестиций в пределах 7-8 лет.

Вследствие непрерывного роста доли туристов в пассажиропотоке, в значительной мере от транспорта будет зависеть развитие туризма. Для этого требуется решить ряд задач:

- реализация эффективной тарифной политики;

- формирование новых пассажиропотоков;

- тесное взаимодействие туристских предприятий и транспорта;

- развитие информационных технологий на транспорте;

- продолжение взаимодействие интермодальных перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz