АЛЬТЕРНАТИВА НЕФТЕЗАВИСИМОСТИ – ПУТЬ К РАЗВИТИЮ РЕГИОНА РОССИИ

 

Цыганков В.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

Зайцева О.А. (Брянский филиал НОУ «МАБиУ» г. Брянск, РФ)

 

The alternative way of region-gowning in Russian Federation is reduce of oil export-transfers. Main points are shown in that article.

 

Известно, что зависимость российской экономики и в частности его бюджета от экспорта нефти продолжает расти.

Если мы будем продолжать вести прежнюю бюджетную политику, то у нас даже небольшое снижение цены на энергоносители приведёт к кризису. Ещё несколько лет назад критическим было снижение цены до 14-15 долларов за баррель, сегодня при ценах ниже 24 долларов у нас неизбежно будет кризис.

Как же снизить угрозу кризиса? Как ослабить нашу нефтяную независимость? Известен один из стратегических рецептов - создать транспортный коридор, который в состоянии посадить экономику европейских и азиатских стран на «коммуникационную иглу».

Как бы мы не рекламировали свои современные экономические успехи, все они находятся на роли заштатного поставщика углеводородного экспорта и дешевой рабочей силы. Может ли Россия в таком положении считаться великой державой. Безусловно, нет. Какие же альтернативы экономического устойчивого роста предлагают отечественные ученые. Условно говоря, мы должны осваивать давно известную идею- выстроить площадку для диалога Европы и Азии.

Не будет большим преувеличением сказать, что в XXI веке автомобильная дорога, по которой невозможно проехать со скоростью 200 км в час, уже не дорога. Железнодорожные пути, по которым поезда перевозят пассажиров со скоростью меньше 450 км в час и грузы менее чем на 3000км в сутки, скоро уже перестанут отвечать своему назначению и не будут конкурентоспособными маршрутами. Когда не существует расстояний для передачи информации, транспорт обязан быть быстрым. С этой точки зрения сегодня у нас нет ни одной дороги.

Создание транспортной инфраструктуры в сегодняшней России- это не вопрос комфорта проживания граждан на территории страны. Это вопрос будущего государства на мировой арене.

Мир активно ищет способ для осуществления диалога «Европа- Азия» без участия России. Еще немного, и страна окажется в ситуации, аналогичной допетровскому времени: торговые и финансовые потоки пойдут по другому руслу, минуя «варварскую Русь». Именно этим нам грозит восстановление Шелкового пути в современном формате.

Набирают силу перемещения материального производства из Европы в Юго-Восточную Азию в связи с тем, что там преобладает дешевая рабочая сила. Но потребления товаров в Европе от этого не уменьшается. Поэтому коммуникации и перевозка товаров из Юго-Восточной Азии в Европу становятся факторами развития территорий.

Наиболее приемлемый транспортный путь, который был и остается, -морем вокруг Азии через Суэцкий канал. Он прост и экономичен. Но пропускная способность Суэцкого канала ограничена. И уже сейчас она близка к насыщению, в то время как прогнозируется многократное увеличение грузопотоков между Европой и Азией.

Именно в этот момент рождается глобальный международный проект- восстановление старого Шелкового пути из Китая в Европу. Уже подписаны первые договоры и соглашения: образовался консорциум примерно из десяти стран, которые начали строить эту узколинейную железную дорогу. В настоящее время через Казахстан строится колея европейского стандарта, что, безусловно, облегчит передвижение, сделает этот путь полностью включенным в европейскую сеть, автоматически исключая из нее Россию.

Сегодня уже началось строительство дороги из Китая через Казахстан, а дальше через Иран, Ирак, Афганистан, Турцию, под Босфором. Если дорога заработает в полную силу, нам останется только издали смотреть, как начинают процветать страны, находящиеся по ее сторонам.

Логика нашего альтернативного предложения проста.

Ремонт на новом транспортном пути это не только доходы от транзита. Это путь к развитию сборочного производства на его пути. Здесь возможно многонаправленные экономические региональные бизнес проекты.

Представьте себе: в Азии производятся компьютеры, их отправляют в Европу. Но на этом транспортном пути есть крупный логистический центр- Екатеринбург. А в Екатеринбурге есть все, чтобы делать такие же компьютеры: кадры, специалисты, инженерная школа, менеджеры и производственные площади. Почему бы в дополнение к транзитному грузу еще и не собирать там компьютеры? Это развитие продукта и развитие тех направлений, которые в Азии еще не являются приоритетными по ряду причин.

Страна, которая хочет развиваться, строит инфраструктуру. И это дело государства.

Сегодня для всего Зауралья связи с Россией представляют чересчур эфемерными. По факту происходит следующее: Европейская Россия «высасывает» Зауралье- полезные ископаемые, средства,- ничего не давая взамен, кроме общего руководства и навязывания образа жизни. Поэтому так сильны центробежные тенденции. С другой стороны, людям неуютно там жить. И из-за Урала происходит колоссальный отток населения, примерно по миллиону человек в год, в европейскую часть России, в крупные города. Сегодня за Уралом живет не более 19 млн. человек на территории, составляющей более чем 2/3 всей площади России. Все крупные проекты, которые там есть, связаны с прокладкой трубы, вокруг которой достаточно неинтересно жить. Сколько бы ни было денег- хорошо, но изолированно. Люди чувствуют свою оторванность: кроме    поставок сырья в Россию их с остальной страной не связывает практически ничего.

Система европейских дорог плюс хотя бы одна дорожная ветка за Урал превращает Россию в интегрированное, связанное государство.

Чтобы сделать то, на что нас толкает история и геополитика, достаточно увидеть возможность реализации инфраструктурного проекта и помочь ему. Помочь самим намерением государства развиваться в сторону объединения страны вокруг своей миссии, а не в сторону рассыпания на отдельные и беспомощные в своей изолированности места проживания россиян.

 

Литература

  1. Журнал «Эксперт». -№28. -2006.
  2. Журнал «Эксперт». -№14.- 2007.

 

Сайт управляется системой uCoz