К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЧЕРЕЗ ЕЁ КАЧЕСТВО

 

Чайников В.Н. (ЧувГУ им. И.Н.Ульянова, г. Чебоксары, РФ)

 

In given article are considered interaction competitive ability to product with quality to product, as a factor of great but not only.

 

Конкурентоспособность является важным критерием, характеризующим возможность предприятия существовать на рынке. Известно, что конкуренция в общем смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. С экономической точки зрения – состязание между любыми экономическими, рыночными субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция – это один из действенных механизмов регулирования и отбора в рыночной экономике.

Какова же взаимосвязь конкурентоспособности и качества? Конкурентоспособность – это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой-либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [1]. То есть это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой – ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывают также ситуация на рынке, имидж предприятия, мода, реклама.

Конкурентоспособность товаров характеризуется следующими показателями:

-       показатели полезности (эффект от использования);

-       затраты на потребление, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию;

-       показатели конкурентоспособности предложения (способы продвижения продукции, каналы сбыта, сервисное обслуживание).

Кроме названных, конкурентоспособность товара формируют её технические параметры (мощность, надежность, долговечность), нормативные (соответствие продукции стандартам, техническим условиям, законодательству) и экономические (цена, уровень доходов покупателя) [2].

Оценка конкурентоспособности продукции производится на основании сопоставления её с соответствующей продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности определяется отношением полезного эффекта к цене потребления. Полезный эффект товара – это и есть его качество.

Относительные показатели качества и цены получаются из сравнения характеристик качества и цены с продукцией, принятой идеальную потребительскую модель, т.е. ту, которую желают приобрести потребители. Таким образом, характеристики качества продукции прямо пропорциональны показателям конкурентоспособности.

Качество продукции – это главный конкурентообразующий фактор, но не единственный. Основным условием конкурентоспособности продукции является сбор качественной информации для прогнозирования тенденции развития и определения будущих потребностей потребителей и цены, которую они готовы заплатить за удовлетворение своих нужд.

Между понятием «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия» существует как взаимозависимость, так и существенное различие. Конкурентоспособность продукции – это не главный фактор конкурентоспособности предприятия. Ведь анализ конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим и охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции за весь период функционирования предприятия, а оценка конкурентоспособности продукции – это прерогатива потребителя за время её жизненного цикла.

В современном мире понятие «конкурентоспособность» применяется уже не только на продукцию, но и распространилось на предприятия и на страну в целом. По определению исследовательской организации «Юропиэн менеджмент форум» (ЮМФ) конкурентоспособность – это реальная и потенциальная способность и возможность предприятий проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Значит, уровень конкурентоспособности товара – это реакция на него рынка, выраженная в продаже товара. Как показывает практика, полное представление о конкурентоспособности дает сопоставление товара с целым рядом наиболее представительных образцов предприятий разных стран. Оценка конкурентоспособности считается удовлетворительной лишь при сравнении нашего товара не менее чем с 15 аналогичными товарами не менее 5 фирм из 5 стран.

К условиям обеспечения конкурентоспособности относятся:

- применение комплексного и системного подхода к развитию рыночных отношений (многообразие форм собственности, совершенствование планирования, международная интеграция, действие механизм конкуренции и антимонопольного законодательства, охрана окружающей среды и др.);

- обеспечение действенности механизма функционирования системы законов рынка: закон равновесной цены, закон зависимости между ценой и предложением, закон возрастания дополнительных затрат, закон убывающей доходности, закон экономии на масштабе производства, закон конкуренции (неуклонного снижения удельной цены однородной продукции), антимонопольный закон, закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;

- обеспечение единства развития техники, технологии, экономики управления;

- современные методы исследования (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);

- система обеспечения конкурентоспособности объекта с ориентацией на интересы потребителей;

- взаимосвязь функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта.

Таким образом, конкурентоспособность – понятие многогранное и если качество продукции в каждый отдельный момент представляет собой определенную совокупность ее свойств, то конкурентоспособность её может значительно меняться в зависимости от изменения таких внешних факторов, как условия реализации, спроса и предложения, которые во многом предопределяются завоеванным у потребителей доверием к качеству предприятия. Отсюда следует, что для снижения коммерческого риска предприятию необходимо проводить маркетинговые исследования конкурентоспособности своего товара на рынке, где он будет продаваться.

Опыт передовых фирм развитых стран (Япония, Германия, США), где рынок уже давно регулирует экономику, показывает, что успешное функционирование предприятий возможно лишь при выпуске не просто высококачественной, но и конкурентоспособной продукции. Под термином «конкурентоспособность» понимается возможность продукции соперничать с аналогичными товарами других фирм. Наилучших результатов здесь добились японские фирмы. Конкурентоспособность их товаров основана на перспективных требованиях потребителей, высоком уровне безотказной работы изделий и четко отлаженной системе сервисного обслуживания.

В нашей жизни конкурентоспособность продукции отождествляется с её качеством. Это не совсем правильно. Понятие «качество» входит в конкурентоспособность и является лишь одним из основных её элементов. Конкурентоспособность – это слияние многих свойств продукции, которые варьируются в различных комбинациях. Её отличия от качества следующие[3]:

-              оценку конкурентоспособности дает только потребитель;

-              конкурентоспособность продукции можно определить только путем сравнения её с аналогичными товарами других фирм на данном рынке;

-              конкурентоспособность носит временный характер и зависит от стадии жизненного цикла товара.

Таким образом, главным условием для обеспечения успеха производителя на рынке является производство товара, который наиболее полно удовлетворяет требования потребителя, чем товары конкуренты. Как показывает зарубежная практика, основными составляющими конкурентоспособности являются низкая себестоимость товара и высокое качество.

Эксперты парижской торгово-промышленной палаты к числу важнейших критериев конкурентоспособности относят: степень новизны товара, качество его изготовления, материальная база для распространения информации о товаре, меры по стимулированию сбыта, реклама, финансовые условия, динамизм сбыта, способность быстро реагировать на успехи рынка.

Литература

1.     Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. -1995. -№1. -С.48-52.

2.     TQM-21. Проблемы, опыт, перспективы/ Под ред. В.Л. Рождественского и В.А. Качалова. -М.: ИздАТ, 1997. -Вып.1. -192 с.

3.     Шепелев С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции. -М.:РИЦ «Татьянин день», 1993. – 256 с.

Сайт управляется системой uCoz