ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК РЕГИОНА

 

Целыковская А.А. (ОРАГС, г. Орел, РФ)

 

The results of studying the condition of crediting-financial infrastructure of small agricultural entrepreneurship in the Lipetsk region are stated in the paper.

 

Необходимость специализации производственно-хозяйственной деятельности, пространственное разделение труда, а также дифференциация свойств товаров и услуг предопределяет важность достижения высокого уровня инфраструктурного обеспечения на современном этапе экономического развития. Активная, эффективная и конкурентоспособная деятельность товаропроизводителей невозможна без зрелой инфраструктуры рынка. Степень ее зрелости определяется отсутствием организационно-институциональных ограничений для связи между субъектами рынка, а также системным единством всех институтов рынка – от непосредственно товаропроизводящих структур до механизмов взаимодействия между сферой производства и обращения, производителями и потребителями.

Одной из базовых составляющих институциональной инфраструктуры региона являются учреждения финансово-кредитной системы. При этом основной целью функционирования финансово-кредитной инфраструктуры малого предпринимательства (МП) в АПК является формирование финансовой основы для динамичного развития сельхозпроизводства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды в данном секторе аграрной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1- Субъекты финансово-кредитной инфраструктуры МП в АПК

 

В качестве субъектов финансово-кредитной инфраструктуры представляется целесообразным выделить государственные учреждения, страховые компании, кредитные организации, лизинговые компании и т.д. Соответственно в целях систематизации, по нашему мнению, данные организации следует подразделить на две группы: субъектов финансовой подсистемы и субъектов кредитной подсистемы (рисунок 1).

Основным институтом, осуществляющим разработку и реализацию базовых направлений государственной политики поддержки малого бизнеса в Липецкой области, является Комитет по развитию малого бизнеса администрации Липецкой области. При этом в его ведении находится поддержка малого предпринимательства во всех сферах экономической деятельности, в связи с чем не представляется возможным сконцентрироваться на проблемах развития малого бизнеса в сельском хозяйстве с учетом специфических особенностей сельхозпроизводства, тем более, что в структуре малых предприятий данный сектор занимает менее 2%. Кроме того, вопросы регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей относятся к компетенции Главного управления сельского хозяйства администрации Липецкой области, а никакой согласительной комиссии по выработке направлений стимулирования развития МП в АПК между Комитетом по развитию малого бизнеса и Главным управлением сельского хозяйства не существует, соответственно, отсутствует специализированное подразделение, осуществляющее координацию финансово-кредитного регулирования с учетом специфики функционирования данной сферы аграрной экономики региона.

Серьезную функциональную нагрузку в составе финансово-кредитной инфраструктуры несут страховые компании, деятельность которых является одним из направлений минимизации рисков. Для малых форм сельхозпроизводства страхование становится  особенно актуальным в виду их финансовой уязвимости в случае неблагоприятных погодных условий в растениеводстве, воздействия различных вирусных инфекций и прочих факторов в животноводстве. Для государства же с помощью страхования повышается финансовая устойчивость на­логоплательщиков сельских муниципальных обра­зований.

На страховом рынке Липецкой области на конец 2005 года работают порядка 20 страховых компаний, из которых 6 - региональные страховые компании, остальные – иногородние филиалы. При этом следует отметить, что по сравнению с 2000г. число страховых организаций сократилось более чем в два раза и особенно это коснулось филиалов иногородних компаний. Данная негативная тенденция в первую очередь сказалась на показателях добровольного страхования, число заключенных договоров добровольного страхования за период с 2000 по 2005 год уменьшилось в 7,8 раза. В процессе исследования было выявлено, что из всех компаний, действующих на рынке страховых услуг Липецкой области, 16 страховых организаций имеют лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования. Однако негативным моментом является территориальное сосредоточение всех объектов инфраструктуры страхования в рамках городов Липецк и Елец, в связи с чем, наблюдается недостаток информационного обеспечения малых форм хозяйствования в АПК.

Кредитные организации, как элемент финансово-кредитной инфраструктуры, берут на себя выполнение функции аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов, что позволяет достичь рационализации и ускорения экономических процессов. В рамках Липецкого региона, согласно статистическим данным, за последние 5 лет не происходит расширения банковского сектора экономики. На территории области осуществляют свою деятельность два региональных банка (ОАО "Липецкоблбанк" и ОАО "Липецккомбанк"), а также порядка 20 филиалов иногородних банков, причем с 2000г. их количество уменьшилось практически на 25% в основном за счет сокращения числа филиалов Сбербанка России.

Среди представленных на территории Липецкой области кредитных организаций 15 реализуют собственные программы кредитования субъектов малого предпринимательства. Однако анализ условий кредитования сферы малого предпринимательства позволил выявить, что учет особенностей кредитования МП в АПК на территории Липецкой области осуществляется только филиалом ОАО «Россельхозбанк». Данная специфика по сравнению с кредитованием иных форм МП, как правило, проявляется в увеличении сроков кредитования, а также в системе обеспечения возвратности кредитов.

В современных условиях наблюдается процесс разделения сфер обслуживания между банками и кредитными кооперативами: банки кредитуют в основном крупные сельскохозяйственные предприятия и не заинтересованы в кредитовании мелких и средних товаропроизводителей и населения, которые вынуждены кооперироваться для решения проблем поиска кредитных ресурсов. В Липецкой области по состоянию на 01.01.2007г. зарегистрировано 8 кредитных потребительских кооператива граждан (КПКГ) и 7 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива (СКПК). СКПК функционируют только в 33% районов области. Сосредоточение кооперативов в районных центрах затрудняет доступ жителям сельских населенных пунктов к получению займов.

 Обращаясь к опыту других регионов России в данном вопросе необходимо отметить, что в Волгоградской области еще по состоянию на 2005г. было зарегистрировано 114 кредитных потребительских кооперативов, в том числе 61 СКПК. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы работают в 30 районах области, или в 91% районов.

На современном этапе экономического развития все больше внимания уделяется таким субъектам финансово-кредитной инфраструктуры как лизинговые компании, деятельность которых особенно актуальна в сфере финансового обеспечения инвестиционных процессов в АПК. Анализ деятельности функционирующих на территории Липецкой области лизинговых компаний позволяет сделать вывод, что, как правило, данные компании требуют: наличия высокоэффективных инвестиционных проектов с быстрой окупаемостью; высокого уровня экономической устойчивости лизингополучателя; наличия ликвидного  залогового обеспечения помимо лизингового оборудования. В этой связи логично предположить, что малый сельский предприниматель не сможет воспользоваться такой схемой лизинга.

Единственной компанией, которая на территории Липецкой области специализируется непосредственно в сфере агролизинга, является, созданное в 1990г., АООТ «Липецкагроснабсервис», причем только оно предоставляет услуги и по федеральному лизингу.

Рисунок 2- Субъекты финансово-кредитной инфраструктуры поддержки МП в АПК Липецкой области

 

Таким образом, резюмируя вышесказанное можно заключить, что на территории Липецкой области в процессе перехода к рыночной экономике сложилась определенная совокупность субъектов финансово-кредитной инфраструктуры. Однако в сфере инфраструктурного обеспечения деятельности малого предпринимательства в АПК, в силу специфики его функционирования, наблюдается сужение круга субъектов финансово-кредитной инфраструктуры, способных предложить приемлемые условия обслуживания (рисунок 2).

При этом поступательное развитие малого предпринимательства в АПК региона возможно только на базе создания системы эффективной рыночной инфраструктуры, важнейшим звеном которой является институциональное обеспечение финансово-кредитной составляющей воспроизводственного процесса.

 

 

Сайт управляется системой uCoz