ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 

Аксенова Н.И. (НГТУ, г. Новосибирск, РФ)

 

The results of studying the process of attraction  of  foreign  investment in the Novosibirsk region are stated in the given paper.

 

На сегодняшний день Новосибирская область имеет определенную потребность в усилении и укреплении позитивной динамики экономического роста и завоевании статуса одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России. Одним из основных фактором развития экономики региона является его инвестиционный климат, определяющий интенсивность и эффективность капиталовложений со стороны отечественных и иностранных инвесторов.

По данным Всемирного банка, который определяет инвестиционный климат как «набор факторов, характерных для  данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции», основными факторами, негативно влияющими на инвестиционный климат, являются:

-     политическая неопределенность (28 %);

-     макроэкономическая нестабильность (23 %);

-     налоги (19 %);

-     правовое регулирование (10 %);

-     коррупция (10 %).

Для определения инвестиционной привлекательности регионов традиционно оцениваются: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство.

В привлечении иностранного капитала на территорию НСО наблюдается определенная положительная динамика. Так, по данным Новосибирскстата, в 2006 году в сектор нефинансовых предприятий Новосибирской области поступили инвестиции из 19 стран в размере 80,7 млн. долларов США (с учетом рублевых поступлений, пересчитанных в доллары США), что на 12,5% превысило уровень 2005 года.

Анализ динамики деятельности предприятий с иностранным капиталом на территории Новосибирской области (НСО) позволяет выделить определенные инвестиционные потоки, определяющиеся отраслевой принадлежностью предприятий. Большая часть средств, поступивших из-за рубежа в форме иностранных инвестиций, была использована организациями, осуществляющими деятельность в сфере оптовой и розничной торговли (45,3%), добычи полезных ископаемых (29,8%), строительства (20,9%).

Новосибирская область в целом уступает большинству сибирских регионов по объемам и разнообразию природных ресурсов. Не смотря на это, даже ограниченность запасов нефти и угля по сравнению с другими сибирскими регионами, позволяет организовать здесь производство с выходом не только на внутрирегиональный, но и на  внешний рынок.

Можно выделить ряд преимуществ НСО для дальнейшего экономического развития:

-     выгодное экономико-географическое положение НСО определяет возможности создания здесь крупнейшего в России логистического центра и мультимодального транспортного узла;

-     наличие уникального научно-образовательного комплекса дает возможность использования его разработок на предприятиях области с ориентацией на развитие высокотехнологичной наукоемкой продукции (в том числе - на основе конверсии предприятий ВПК), а также для функционирования здесь третьего по масштабам в России центра подготовки и переподготовки специалистов в различных областях знаний;

-     реализация предпосылок для превращения Новосибирска в межрегиональный финансово-деловой центр Сибирского федерального округа;

-     интенсификация сельскохозяйственного производства с ориентацией на углубленную переработку сельскохозяйственной продукции и организация новой системы экономических отношений «Новосибирск - сельские районы области».

Степень инвестиционного риска региона определяется степенью согласованности нормативных документов на региональным и федеральном уровнях, а также вероятностью введения  изменений в законодательство, ухудшающих условия функционирования иностранных инвесторов (законодательный риск), поляризацией политических предпочтений населения (политический риск), тенденциями в экономическом развитии региона (экономический риск), способностью региональной  экономики собрать достаточную сумму в иностранной валюте для погашения процентов и основной суммы иностранной задолженности (финансовый риск), уровнем социальной напряженности (социальный риск), уровнем преступности в регионе с учетом  тяжести преступлений (криминальный риск), уровнем загрязнения окружающей среды (экологический риск).

Определенно положительным моментом в улучшении инвестиционного климата Новосибирской области является снижение инвестиционного риска региона, который в прошлые годы оценивался достаточно высоко (см. табл. 1).

 

Таблица 1 - Инвестиционный риск Новосибирской области* в 2004-2005 гг. по оценке Рейтингового агентства «Эксперт РА»

Ранг риска в 2004-2005 гг.

37

Средний ранг интегрального риска за 10 лет 

45,3

Средневзвешенный индекс риска (Россия = 1) в 2004-2005 гг.

1,061

Ранги составляющих инвестиционного риска в 2004-2005 гг.

 

Законодательный

14

Политический

19

Экономический

22

Финансовый

30

Социальный

50

Криминальный

79

Экологический

29

*определен как место Новосибирской области по конкретному показателю из 89 мест – субъектов Российской Федерации

 

В последние годы НСО входит в состав наиболее динамичных регионов России по изменению инвестиционного риска.

Состояние инвестиционного  законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне, вызывает тревогу у большинства иностранных инвесторов. В противовес западной многовековой судебной системе, в России наблюдается неоднозначность нормативных документов и наличие множества поправок к ним. Имеют место прецеденты, когда выпущенный одним органом государственной власти документ опротестовывается другим. Для инвестора самое важное – стабильность и соблюдение норм и правил законодательной базы.

Помимо этого, во многих европейских странах государство дает гарантии земельного титула, защищая права собственника. В России на настоящий момент не проведено окончательное разграничение земли, и  существуют участки земли, которые   не описаны Земельным кодексом. Кроме того, иностранные инвесторы дают отрицательную оценку уровню защиты прав акционеров в России. Изменения в налоговой системе сводятся к тому, что номинальное снижение ставок налогообложения на практике означает ужесточение налогово-административного бремени.

Полномочия по созданию привлекательных для иностранных инвесторов условий деятельности в регионе лежат на плечах региональных органов государственной власти.  В этом направлении сделаны определенные шаги для увеличения привлекательности новосибирской экономики в глазах иностранных инвесторов в виде принятия нескольких областных законов:

-     Закон о поддержке инвестиционной деятельности,

-     Закон о поддержке инноваций,

-     Закон о развитии предпринимательства и промышленного производства,

-     Закон о развитии жилищного строительства.

По оценкам специалистов, результатом этих мероприятий является благоприятная внешняя оценка инвестиционного рейтинга и инвестиционных рисков НСО в последние 4 года.

Каждый отдельный регион является гетерогенной системой, включающей  в себя такие подсистемы, как техническая, экономическая, информационно- коммуникационная, социальная и управляющая, которые тесно взаимосвязаны  и существуют только в единстве. Как экономические системы, регионы являются базой для осуществления капиталовложений для достижения основополагающей цели – реализации стратегического плана экономического и социального развития региона и страны в целом. Для перехода к модели инвестиционного роста необходимо создание определенной региональной политики нового типа, совмещающей государственные стратегии развития и долгосрочные планы национальных и иностранных инвесторов.

Сайт управляется системой uCoz