ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕБЕЛИ

 

Зварыгина С.Б., Галочкина Л.Н. (ГОУ ВПО КГТУ, г.Кострома, РФ)

 

  Methodology of furniture examination has been considered with purpose of furniture pricing performance definition and determination of their influence on price.

 

Внутрироссийский рынок мебели разнообразен. Потребителями на нем являются различные слои населения. Конкуренция в производстве мебели очень большая. Мебельные предприятия работают не только в условиях массового производства, но также и по индивидуальным заказам.

Цены на мебель, в основном, рассчитываются затратным методом, в наименьшей степени отвечающим требованиям рынка и новым подходам к ценообразованию.

Расчет цены традиционными методами локальной эффективности (затратным, агрегатным) т.е. от себестоимости, а не от требований рынка и покупателей сдерживает работу с продукцией. Сегодня на рынке более целесообразна эластичная цена, рассчитанная на основе прайслингов параметрических рядов мебельных изделий, когда цена на новое изделие определяется посредством сопоставления с ценами на другие аналогичные изделия из одного параметрического ряда, как своей фирмы, так и конкурентов. Параметрический метод ценообразования позволяет определить цену нового изделия, как с позиции качества, так и его количества. Взаимная согласованность обеих позиций позволяет построить обоснованную систему цены на изделия, аналогичные, или схожие с ним по функциям. Параметрический метод предполагает необходимость учитывать позицию изделий и фирмы в конкурентной борьбе на рынке: по более конкурентному товару устанавливать цену несколько выше определенного уровня, по менее конкурентному товару цена устанавливается на более низком уровне. Такая система ценообразования помогает решить задачу согласования и соотнесения цен на изделия между собой, что позволяет добиться увеличения прибыли по всему товарному ряду продукции. Параметрический метод используется для определения ориентировочной цены на изделия. При установлении окончательной цены предприятие должно учитывать также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Для условий России особое значение имеет ценообразование с учетом географического принципа, которое предполагает установление разных цен для потребителей в различных частях страны.

Несмотря на то, что параметрический метод требует предварительной подготовки по организации экспертной группы и разработке анкет опроса, а также изучения методики расчета экспертных показателей отличается высокой мобильностью применения и низкой себестоимостью расчетных операций. С его помощью возможно практически сразу реагировать на спрос покупателя корректировкой цены, объективно отражающей требования рынка [1].

Применение параметрического метода ценообразования на конкретном предприятии основано на использовании наиболее значимых ценообразующих показателях, определяемых по экспертным оценкам бизнес-процесса. Применение экспертного метода определяется рыночной ситуацией. Эту ситуацию затруднительно прогнозировать объективными инструментальными или расчетными способами. Наиболее приемлемо применение экспертных методов, основанных на средневзвешенных оценках в баллах или показателях ранговой корреляции. Использование средневзвешенного показателя (коэффициента весомости) игнорирует факт его субъективности; этот метод прост по процедуре экспертизы и по обработке экспертных оценок. Метод ранговой корреляции более корректен с точки зрения математической статистики. Результаты экспертных оценок по каждому методу могут быть прокомментированы графически.

Экспертную группу (7-12 человек) должны составлять квалифицированные специалисты по оцениваемой продукции (ученые, конструкторы, специалисты по качеству, маркетологи, менеджеры, работники торговли), работающие в одной или разных организациях. Группа экспертов должна быть постоянно функционирующим органом с достаточно стабильным составом. Общие подходы и принципы оценки продукции в постоянной экспертной группе повышают эффективность диагностики. Для оценки полезности и стоимости мебельной продукции проводится несколько этапов:

1 этап. Определение совокупности потребительских свойств и производственных характеристик продукции, которые оказывают существенное влияние на цену мебели, как с точки зрения производителя, так и потребителя.

2 этап. Оценка выбранных параметров по степени значимости влияния на цену мебельного изделия.

3 этап. Обработка оценочных критериев.

4 этап. Расчет цены нового изделия параметрическим методом.

5 этап. Анализ результатов экспертных оценок.

Чтобы выявить важнейшие ценообразующие показатели, каждому эксперту предлагается их список с указанием диапазонов варьирования показателей. Эксперты должны приписать ранги этим показателям, т.е. пронумеровать их в порядке убывания степени влияния на цену новой модификации продукции. Если эксперт признает влияние сразу нескольких показателей одинаковым, то он присваивает один и тот же так называемый «связанный» ранг, равный среднему значению мест, поделенных этими факторами.

Степень согласованности мнений экспертов оценивается коэффициентом конкордации.

Отбор ценообразующих параметров проводится в зависимости от типов, видов и подвидов мебели по функциональным, конструктивно-технологическим, художественным, эксплуатационным признакам и конкретных условий производства по следующим направлениям: конструктивным, технологическим, экономическим, эстетическим, материалам, проектным и производственным. Цель отбора – аналитическое сопоставление параметров и факторов, характеризующих эти параметры, с аналогами, которые присутствуют на предполагаемом рынке сбыта оцениваемой продукции или будут на нем присутствовать. Поскольку продукция будет выпускаться на конкретном предприятии, то количество параметров должно корректироваться, исходя из условий функционирования производства, ассортимента изделий и характера рынков сбыта.

В Костромском государственном технологическом университете проблемами формирования рыночной цены мебели занимаются совместно две кафедры: механической технологии древесины и экономики отраслей. Для решения проблемы были организованы четыре группы экспертов из преподавателей КГТУ, а также специалисты мебельных предприятий: ОАО «Костромамебель», ООО «Ивановомебель», ЗАО «Свобода» (г. Рыбинск).

Члены экспертных групп были подобраны в соответствии с такими персональными качествами как информированность, объективность и заинтересованность в результатах экспертизы. Все эксперты – профессиональные специалисты и по роду своей деятельности занимаются исследованиями по проблемам конструирования и изготовления мебели, знакомы с перспективами развития отрасли, мебельного рынка и специфическими требованиями потребителей.

Используя методику ранговой корреляции эксперты установили, что для мебельной продукции наиболее значимыми ценообразующими параметрами являются:

1 – конструктивные, характеризуемые факторами: крепежная фурнитура, декоративные и унифицированные элементы;

2 – технологические, определяемые оборудованием, режущим и измерительным инструментом;

3 – материалы (сырье, полуфабрикаты и отделочные материалы);

4 – производственные, включающие показатели качества изготовления изделий (функциональные, габаритные размеры, допуски и посадки сопрягаемых размеров, критерии прочности и надежности изделий).

Заключительный этап экспертизы – бальная оценка наиболее значимых показателей по базовой модели продукции и новой – модифицированной. Цена новой продукции (Цн):

где Цб – цена базового изделия, руб.; – бальная оценка i-х показателей нового изделия;– тоже базовой модели.

ПРИМЕР. На ЗАО «Свобода» (г.Рыбинск) предусматривается выпуск новой модификации набора корпусной мебели «Юпитер – прихожая» МКС 19-011Б. Базовая модель МКС 19-011, цена набора Цб= 7100 руб. Отличие моделей: замена тумбы с выдвижными ящиками в базовом варианте на тумбу с полками за распашными дверями в новой модификации. Изменение вызвано спросом покупателей на тумбы большей емкости.

Выбор значимых показателей по методу ранговой конкордации позволил выявить три ценообразующих параметра: крепежная фурнитура, сырье и отделочные материалы. Бальная оценка экспертами этих ценообразующих параметров представлена в таблице 1: в числителе сумма баллов новой модели, в знаменателе – базовой модели (/).

 

Таблица 1 – Ценообразующие параметры мебели

Ценообразующие

показатели

Сумма баллов

/

Коэффициенты весомости новой модели МКС 19-011Б, kвес

Крепежная фурнитура

76 / 74

0,32

Сырье

81  /79

0,35

Отделочные материалы

78 / 85

0,33

Всего

235 / 238

1

 

Цена нового набора (Цн) мебели МКС 19-011Б составит:

Цн = 7100 · (0,32·76/74+0,35·81/79+0,33·78/85) = 7036 руб.

Рассчитанная цена нового изделия 7036 руб. – эластичная и преимущественная, соответствующая уровню инноваций на предприятии и способствующая максимизации прибыли.

Литература

1. Всеобщее управление качеством/О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин: под ред. О.П. Глудкина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001.-600 с.

 

Сайт управляется системой uCoz