СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Крамарев А.Н. (СПбГУСЭ, г. Санкт-Петербург, РФ)
This article is devoted for modern tendencies in the development of Russian commerce.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики. Сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.
Объем розничной торговли за последние три года растет опережающими темпами по сравнению с ВВП и оборотом промышленности. В 2004г. по сравнению с 2003г. оборот розничной торговли увеличился на 12,5% и составил 5597,9 млрд. руб. Торговые предприятия занимают наибольший удельный вес (38,3%) от общего числа предприятий РФ. За последние пять лет их количество неуклонно растет, и к 1.01.2005г. достигло 1691 тыс.[1] Для сравнения, промышленные предприятия и строительные организации, занимающие второе и третье место, составляют только 11,1% и 9,4% соответственно. Число организаций розничной торговли в 2004г. выросло на 4,9% и составило 212,0 тыс.; число вещевых, смешанных и продовольственных рынков – 6,4 тыс., число индивидуальных предпринимателей – 1,5 млн. Наиболее динамично развивались малые предприятия розничной торговли, их количество увеличилось на 22,5%, число крупных и средних организаций – только на 6,6%.
Численность занятых в оптовой, розничной торговле и общественном питании постепенно увеличивается в течение последних лет и составляет более 10 млн. человек. Больше, чем в торговле (17,2%) работают только в промышленности – 21,5% от всего числа занятых в экономике. Для сравнения, в сельском хозяйстве – 10,4%, на транспорте – 7,9%.
Рост покупательной способности населения (реальные доходы населения за последние 2 года выросли более чем на 13%) наряду с активизацией кредитования банками покупок населения товаров длительного пользования (средняя сумма задолженности физических лиц по кредитам банков в 2004г. по сравнению с 2003г. возросла в 2 раза и составила более 8% к годовому обороту розничной торговли) положительно сказывается на структуре оборота розничной торговли. Доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, являющаяся одним из показателей качества жизни населения, начиная с 2000г. сохраняется примерно на уровне 54%. В 2004г. по сравнению с 2003г. она возросла с 53,8% до 54,3%. Самые высокие доходы характерны для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Это и обуславливает бурный рост торговых предприятий различных форматов именно там.
В структуре оборота розничной торговли сохраняется наметившаяся в 2000 году тенденция снижения удельного веса продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Доля рынков в обороте розничной торговли сократилась с 23,7% в 2003г. до 22,1% в 2004г., торгующие организации формировали соответственно 76,3% и 77,9% всего объема продажи, в том числе крупные и средние организации – 26,4% и 28,9%, малые предприятия – 26,0% и 24,3%, индивидуальные предприниматели вне рынка – 23,9% и 24,7% соответственно. По данным НАУЭТ в 2005г. объем розничной Интернет-торговли вырос и составил $1 млрд.
Возрастающее влияние результатов торговли на динамику социально-экономического развития страны требует глубокого теоретического и методологического исследования тенденций развития розничной торговли и аспектов построения эффективной системы ее координации.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.
На потребительском рынке РФ уже успешно функционируют такие торговые сети как Пятерочка, Перекресток, Копейка, Рамстор, Лента, Метро, Паттэрсон, Ашан, Спар, Маркткауф, Эльдорадо, М-видео, Телемакс, Дикси, Красный Куб, Ароматный Мир, Эконика и др. Именно интеграция стала сегодня ответным шагом отечественных торговых предприятий на усиление конкуренции со стороны иностранных сетей. Доля сетевых магазинов особо велика среди специализированных магазинов. В частности, по данным исследований компании БизнесИнтел в Москве в различные сети входит уже 24%, а в Петербурге – 37% магазинов. Среди магазинов смешанного продовольственного ассортимента доля сетевых магазинов не велика: в Санкт-Петербурге эта цифра составляет менее 25%. Наибольшая же доля сетевых магазинов приходится на специализированные промтоварные магазины. Так среди магазинов, осуществляющих торговлю обувью, строительными товарами, ювелирными изделиями более 50% входят в различные сети.
Однако следует отметить, что, несмотря на стремительное развитие в последние годы отечественных розничных сетей, они пока еще не способны противостоять приходу крупных иностранных конкурентов. И по количеству, и по качеству, торговая сеть РФ еще не достигла уровня развитых стран мира. Например, такие розничные сети, как Edeka, Rewe (Германия) насчитывают в своем составе более 10 000 магазинов различного формата. На 10 крупнейших розничных сетей США приходится более 15% всего розничного товарооборота США. На четыре крупнейших фирмы в области розничной торговли Великобритании (Sainsbury/Savacentre, Tesco, Argyll и Asda) приходится 40% различных продовольственных магазинов и аптек. Доля же торговых сетей РФ на рынке в 2003 году составила всего 8% от общего объема всего оборота. По статистике консультационной компании ЗАО "Агриконсалт" в 2005г. сетевые операторы в России составляли всего 25% розничной торговли, для сравнения, независимые предприятия – 50%, в оставшейся нише содержится неорганизованная торговля.
Выход международных розничных сетей на региональные рынки РФ носит неоднозначный характер. С одной стороны, формирование отечественных и приход международных сетей с мощными финансовыми, материально-техническими ресурсами позволяет внедрить современные системы работы с поставщиками и покупателями, повысить степень централизации функций логистики и дистрибуции, сократить число и ужесточить работу с поставщиками, существенно повысить качество обслуживания, расширить ассортимент продаваемых товаров, а также пускай не надолго (год-два), но снизить розничные цены. С другой стороны, их появление приводит к монополизации потребительского рынка, к диктату условий как производителям, так и потребителям, к одновременному закрытию или банкротству большого количества самостоятельных магазинов, небольших местных розничных сетей и зачастую предприятий местной промышленности, которое сопровождается массовым увольнением торговых работников, дополнительной социальной напряженностью, нарушением хозяйственных связей, ухудшением финансового положения, нередко снижением отчислений в местные бюджеты и на социальные программы.
Основными технологиями развития и укрепления сетей становятся внедрение в оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров, диверсификация форматов торговли, вложение в брендинг и маркетинговые исследования, покупка собственных сетевых торговых марок. Использование собственных торговых марок дает розничным сетям существенные преимущества, значительно большие, чем использование карточек постоянных покупателей и систем накопительных скидок; их применение позволяет снизить издержки и цены на товары, оптимизировать и стабилизировать систему поставок товаров. За счет использования сетевых торговых марок и современных методов АСУ продажами розничные предприятия получают возможность более мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности покупателей, подстраивать товары и ассортимент под потребности того сегмента, который является ключевым для данной розничной сети.
За последние два года объем товарооборота через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, тем не менее, процесс замещения на розничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках; в СЗФО эта цифра еще выше.
Вследствие этого приоритетными направлениями развития розничной торговли РФ становятся следующие:
• совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;
• создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары и услуги;
• реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
• развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;
• приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;
• обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
• упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
• постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;
• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;
• повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.
Таким образом, в связи с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления в России возникла необходимость разработки новых эффективно функционирующих механизмов координации потребительского рынка и розничной торговли. Очевидно, что сегодня необходима новая комплексная программа развития розничной торговли РФ, в которой одним из основных пунктов должен являться вопрос о взаимоотношении уже имеющейся структуры с международными розничными сетями.