РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПОСТАВЩИКОВ СЫРЬЯ

 

Зварыгина С.Б., Галочкина Л.Н. (КГТУ, г. Кострома, РФ)

 

The technique of rank estimations of reliability of suppliers of raw material for furniture manufacture is offered.

 

В условиях рыночной экономики ориентация предприятий на увеличение количества поставщиков является распространенной практикой. Преимущества такого подхода основаны на конкуренции поставщиков, обеспечивающий успех на переговорах по определению цен и условий поставки. Наличие большого количества поставщиков дает возможность выбора и в том случае, если один из них испытывает трудности. Кроме того, это позволяет решать задачи увеличения объемов производства, не предусмотренные текущим производственным планом.

Но преимущества большого количества поставщиков обходятся неоправданно дорого. Число сотрудников, занимающихся размещением и отслеживанием заказов, и число допускаемых ошибок находятся в прямой зависимости от количества поставщиков. В целях достижения производства продукции высокого качества характерной тенденцией является отказ предприятий от ужесточенного входного контроля и переход к другим путям обеспечения приемлемости закупаемых материалов и деталей. Входной контроль не может обеспечить качество по ряду причин:

- при больших объемах производства входной контроль каждой детали не эффективен с экономической точки зрения;

- сплошной контроль не обеспечивает годность всех проконтролированных деталей из-за ошибок и погрешностей самого контроля;

- во многих случаях качество можно проверить только путем проведения таких испытаний, после которых сырье уже нельзя использовать.

Постоянный рост требования к качеству ориентирует на необходимость непрерывного управления процесса производства продукции поставщиков. Поставщики должны быть способны производить изделия удовлетворительного качества, соответствующего требованиям заказчика. Это определяет необходимость активных партнерских отношений поставщиков и потребителей на весь период сотрудничества.

При необходимости производства продукции высокого качества в течение продолжительного периода времени поставщик и потребитель заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов. Потребность поставщика в заключении таких контрактов, очевидна. Для достижения качества поставщик должен сделать весьма значительные капиталовложения. Расход времени и усилий на создание системы управления качеством  должен предопределяться  твердой уверенностью поставщика, что конкретная производственная программа рассчитана на достаточно продолжительный период. Тщательно продуманные долгосрочные контракты  обеспечивают защиту интересов как поставщика, так и заказчика.

Заключению таких контрактов предшествует выбор наиболее надежного поставщика из числа тех, с которыми предприятие – заказчик уже имело опыт работы.

Авторами разработана методика количественной оценки деятельности поставщиков на примере производства корпусной мебели, облицованной натуральным строганым шпоном в условиях ЗАО «Ивановомебель». Такая мебель относится к категории престижных и востребована высокооплачиваемой частью населения.

Основой для производства корпусной мебели является древесно-стружечные плиты (ДСтП). Свойства и особенности ДСтП определяют выбор фурнитуры, качества присоединения ее к элементам мебели, надежность ее эксплуатации, вид защитно-декоративных покрытий. ЗАО Ивановомебель» испытывает дефицит в поставках  ДСтП, а в качественных плитах - тем более. Поэтому выбор надежных поставщиков  очень актуален. Поставщиками являются: П1 - ОАО «Фанплит» г. Кострома, П2 -  ОАО «Фанерный комбинат» г. Череповец, П3 - АО «Сыктывкарский ЛПК» - ООО «Сыктывкарский фанерный завод» и П4 - ООО «Свеза-лес» г. Москва.

Для оценки поставщиков используется экспертный метод[1]. Методика выбора поставщика включает в себя четыре  этапа. На первом этапе осуществляется подготовка к проведению социологической экспертизы, формирование группы экспертов, определение целей оценки. Экспертами выступали инженеры-технологи ОАО «Ивановомебель» - 6 специалистов разного уровня технологического управления предприятия (главный, ведущий, технолог). Отбор поставщиков проводился по девяти показателям: 1 - удаленность поставщика, 2 - периодичность поставок, 3 - форма оплаты, 4 - качество ДСтП по спецификации, 5 - цена, 6 - срок действия договоров, 7 - упаковка, 8 – объем, 9 - точность поставок. Перечень факторов был определен экспертами.

На втором этапе осуществлялся опрос экспертов в форме индивидуального анкетирования. Анкета состоит из карты опроса и примера, показывающего как заполняются графы. По каждому фактору для каждого поставщика была проведена экспертная оценка в рангах. Ранг – это место, которое занимает оцениваемый показатель. Ранг, равный единице, означает наибольший приоритет. Если эксперт присваивает одинаковый ранг нескольким показателям (такой ранг называется связанным), то для оценки используют ранги, равные среднему арифметическому значению мест, которые должны занимать показатели (такие ранги называют нормализованными. Пример оценки с использованием нормализованных рангов по фактору «Удаленность поставщика» приведен в таблице 1.

На третьем этапе проводится обработка результатов опроса методом ранговой корреляции с расчетом коэффициента конкордации. Результаты карты опроса сводятся в таблицу нормализованных рангов. Степень согласованности мнений экспертов характеризуется коэффициентом конкордации W, оценка значимости которого проводится при помощи х2  - критерия Пирсона.

 

Таблица 1 - Оценка экспертов по фактору «Удаленность поставщика»

Эксперты

Поставщики

П1

 П2

П3

П4

1

2

3

4

5

6

1,5

1,5

1

1

1

1

3

3

2,5

3,5

3

3

4

4

4

3,5

4

4

1,5

1,5

2,5

2

2

2

SХi

7

18

23,5

11,5

 

Для наглядности представления результатов экспертизы используется гистограмма рангов, которая представляет собой ступенчатую диаграмму с распределением показателей экспертизы в порядке возрастания суммы рангов. Принимается решение о значимости тех показателей, которые меньше среднего значения рангов. Пример гистограммы рангов по фактору «Удаленность поставщика» приведен  на рисунке 1.

Рисунок 1 -  Гистограмма рангов по фактору «Удаленность поставщика»

 

По фактору «Удаленность поставщика» преимущество имеют поставщики ОАО «Фанплит», г. Кострома и ООО «Свеза-лес», г. Москва, так как значения показателей деятельности этих поставщиков выше среднего значения рангов. Аналогично было осуществлено ранжирование по всем показателям деятельности поставщиков. Исходя из общей оценки по девяти факторам деятельности поставщиков был составлен рейтинг, который приведен в таблице 2.

Знак  «+» в таблице 2 означает значимую оценку деятельности поставщика, знак  «-» отмечает несоответствие факторов – показателей их деятельности требованиям, которые необходимы для успешной работы предприятия ЗАО «Ивановомебель».

 

Таблица 2 - Рейтинг поставщиков

Поставщики

Факторы

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. ОАО «Фанплит», г.Кострома

+

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2. «Фанерный комбинат»,

г. Череповец

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

8

3.ООО Сыктывкарский фанерный комбинат, г. Сыктывкар

 

-

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

-

 

2

4. ООО «Свеза-лес», г.Москва

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

 

По результатам экспертной оценки можно выделить двух поставщиков, которые удовлетворяют экспертов больше других: ООО «Свеза-лес» г. Москва и «Фанерный комбинат» г. Череповец. Эти поставщики сырья предлагают наиболее выгодные условия по периодичности и точности поставок, по качеству стружечных плит, по форме оплаты, сроку действия договоров поставок, объему партии.

Таким образом, ранговая оценка деятельности поставок предприятий позволила определить надежных поставщиков, с которыми ОАО «Ивановомебель» рекомендовано заключить долгосрочные контракты на взаимовыгодной основе.

Литература

1.Пижурин А.А., Розенблит М.С. Исследования процессов деревообработки. – М.: Лесная промышленность, 1984. – 231 с.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz