СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОКАЗАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗАМИ

 

Васечкина Е.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Directions of improvement of the economic mechanism of rendering additional professional educational services by higher schools.

 

В настоящее время процессы социально-экономического преобразова­ния общества, изменение форм хозяйствования обусловливают появление новых видов профессий и новых видов требований к работнику. В связи с этим возникает значительная потребность в дополнительном  профессиональном образовании, которое  реализуется:

-     повышением квалификации, научными стажировками, в ходе которых специалист повышает свое профессиональное мастерство в русле базового образования;

-     получением нового высшего образования, профессиональной переподготовкой, в ходе которых специалист с высшим образованием овладевает иной профессией,

-     получением разнообразных дополнительных образовательных услуг.

Такая система должна обеспечивать подготовленность человека к выполнению меняю­щихся профессиональных функций, его личностное и социальное развитие, творческую самореализацию и социальную адаптацию к условиям рыночных отношений.

Одну из главных позиций в сфере оказания дополнительных  профессиональных образовательных услуг занимают вузы.

Дополнительные профессиональные образовательные услуги представляют собой платные образовательные услуги населению, предприятиям, уч­реждениям, организациям, такие, как обучение по дополнитель­ным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия с углубленным изучением предметов за рамками образовательных программ и государст­венных стандартов.

Экономическая сущность «дополнительного профессио­нального образования» выражается совокупностью многообраз­ных отношений субъектов образовательной сферы и других сек­торов экономики по поводу предоставления и получения опреде­ленной образовательной услуги, сверх установленного програм­мой и соответствующим государственным стандартом образова­тельного объема.

Основными задачами, которые решаются с помощью до­полнительного образования, являются:

-     повышение общеобразо­вательного и интеллектуального потенциалов;

-      разработка инно­вационных программ, методов и организационных форм обучения и переподготовки, создание новых специальностей и специализаций для перепрофилирования полученного ранее образования;

-     обеспечение занятости и гарантий трудоустройства в условиях возможной безработицы и оттока специалистов за рубеж;

-     форми­рование интеллектуальной элиты, нового творческого мышления, инновационных форм деятельности и социального поведения;

-     обеспечение дополнительной специализации, переподготовки и перепрофилирования, конкурентоспособности специалистов со­ответственно требованиям формирующегося внутреннего и внешнего рынков;

-     реальная помощь предприятиям в конверсии производства и подготовке кадров для него.

Совершенствование дополнительного профессионального образования в современных условиях основано на определении  новой экономической роли вузов в ис­пользовании имеющихся ресурсов и формировании результатов их деятельности. Традиционно методы экономической работы вузов определялись, как известно, системой бюджетного финансирования. В современных же условиях деятель­ность, основанная на прежних принципах, по существу невозможна, требуется эффективное рыночное соизмерение затрат и результатов по разным видам услуг, оптимизация цены предоставления услуги в рамках конкуренции на рынке образовательных услуг.

Однако при оценке экономической эффективности услуг дополнительного образования возникает ряд серьёзных проблем, что связано с отсутствием необходимых методик оценки рыночной эффективности услуг и, следовательно, необходимостью формирования особых навыков у соответствую­щих специалистов.

Одной из ключевых проблем экономики отечественных вузов является доминирование функцио­нального управления, что порождает множество трудностей. Функциональные подразделения, отделы прямо не заинтересова­ны в общих финансовых результатах работы, по­скольку система оценки их деятельности оторваны от результа­тивности работы учебного заведения в целом. В функционально ориентированных структурах вуза чрез­вычайно усложнён обмен информацией между различными под­разделениями, неоправданно велики сроки выработки управлен­ческих решений. Кроме того, возникают постоянные конфликты между работниками различных подразделений из-за отсутствия ориентации на целевые задачи образовательного учреждения.

В результате система управления в учреждениях образования характеризуется сле­дующими негативными явлениями:

-     неразвитостью и  косностью инфраструктуры и методов управления;

-     избыточностью, нерациональностью и затратностью про­цедур управления;

- низкой   информационной   насыщенностью   механизмов управления;

-    значительным отставанием в определении критически зна­чимых параметров управления образовательным заведением;

-    низкой общей культурой мотивации деятельности подраз­делений;

-    неэффективностью финансового менеджмента и управле­ния издержками образовательного заведения.

Конечная услуга образовательного заведения, которая реа­лизуется на рынке дополнительных образовательных услуг, со­стоит из нескольких частей и представляет собой сложную сово­купность услуг подразделений вуза. Например, обучение по спе­циальности второго высшего профессионального образования требует обеспечения профессорско-преподавательскими кадра­ми, учебно-методического обеспечения, технического обеспече­ния, библиотечного обеспечения, организационного обеспечения, обеспечения учебным инвентарём, хозяйственного и инженерного обеспечения зданий, сооружений, коммуникаций, администра­тивно-управленческого обеспечения и т.п. Все эти функции выполняют подразделения, объём деятельности которых в различ­ной доле входит в структуру себестоимости той или иной допол­нительной услуги.

В современных условиях деятельности вузов важное значение приобретает управление издержками. Речь идет о достижении целевых ре­зультатов финансово-хозяйственной деятельности посредством оптимизации затрат по центрам ответственности, видам издер­жек, видам услуг.

В качестве задач управления затратами можно выделить: планирование издержек; управленческий учёт издержек; монито­ринг издержек; расчёт и анализ отклонений фактических издержек от плана.

Указанный подход к классификации затрат вуза позволяет рассматривать их одновременно в нескольких аспектах: по видам услуг и продукции; по статьям затрат; по центрам ответственности; по динамике затрат по отношению к объёму выпуска; по возможности отнесения на конкретный объект калькули­рования; по стадиям образовательного процесса; по степени регулируемости затрат.

При планировании объёма реализации услуг необходимо учитывать требование безубыточно­сти работы и стремиться к такому объёму услуг, который обеспе­чивал бы возмещение всех переменных и постоянных расходов текущего и капитального характера, а также обеспечивал бы по­ступление дополнительных средств на собственное развитие. Поэтому важно рассчитать минимальный объём реализации услуг, при котором окупаются постоянные и переменные затраты, т.е. определить порог рентабельности деятельности вуза.

К постоянным затратам относятся следующие виды:

-     заработная плата административно-управленческих и инженерно-технических служб;

-     зарплата штатных преподавателей (при заключении тру­дового контракта на срок более 1 года);

-     начисления на зарплату во внебюджетные фонды;

-     хозяйственные расходы (содержание помещений (отопление, освещение, водо­снабжение); расходы на связь; канцелярские расходы; расходы  на текущий  ремонт зданий,  помещений  и инженерных коммуникаций; ремонт и обслуживание оборудования и инвентаря; расходы по содержанию в чистоте помещений и тер­ритории; содержание транспорта для собственных нужд; приобретение материалов для хозяйственных целей);

-     расходы на охрану территории и зданий;

-     расходы на развитие материально-технической и учебной базы учебного заведения;

-     прочие (командировочные и представительские расходы, выплаты социального характера, банковские сборы, расходы на рекламу и т.п.).

Для вуза характерен значительный удельный вес постоянных затрат относительно переменных. Большинство расходов связано с созданием условий для оказания образова­тельной услуги (поддержанием функционирования инфраструкту­ры), а сама стоимость образовательной услуги в момент ее передачи, с эко­номической точки зрения, представляет собой, в основном, только затраты преподавательского труда.

В условиях развития предпринимательских механизмов дея­тельности вузов приобретают актуальность гибкие схемы обоснования цены образовательной услуги с учётом инди­видуальных условий ее предоставления заказчикам (численность человек в группе, степень использования имущества и интеллек­туального потенциала).

В качестве основных направлений совершен­ствования методики расчёта себестоимости образовательной ус­луги можно выделить следующее:

-     разработка специальной нормативной базы для расчётов себестоимости подготовки специалистов;

-     проведение исследования по установлению зависимости себестоимости подготовки от факторов организации и качества учебного процесса в целях повышения эффективности затрат на подготовку специалистов (численности лекционного потока, численности группы на практических и лабораторных занятиях, квалификации преподавательского состава и др.);

-     автоматизация расчётов с помощью соот­ветствующей автоматизированной подсистемы и обеспечение её взаимодействия  с  автоматизированной   подсистемой   расчётов учебной нагрузки и штатов вуза;

-     совершенствование бухгалтерского учёта на основе внедрения нормативного метода учёта.

Таким образом, методические основы формирования эконо­мического механизма в сфере дополнительного образования, на­правленные на его совершенствование в современных условиях, предполагают новую роль вузов, их структурных подразделений, а также прогрессивные подходы в управлении издержками и ресурсами.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz