СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОКАЗАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗАМИ
Васечкина Е.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Directions of improvement of the economic mechanism of rendering additional professional educational services by higher schools.
В настоящее время процессы социально-экономического преобразования общества, изменение форм хозяйствования обусловливают появление новых видов профессий и новых видов требований к работнику. В связи с этим возникает значительная потребность в дополнительном профессиональном образовании, которое реализуется:
- повышением квалификации, научными стажировками, в ходе которых специалист повышает свое профессиональное мастерство в русле базового образования;
- получением нового высшего образования, профессиональной переподготовкой, в ходе которых специалист с высшим образованием овладевает иной профессией,
- получением разнообразных дополнительных образовательных услуг.
Такая система должна обеспечивать подготовленность человека к выполнению меняющихся профессиональных функций, его личностное и социальное развитие, творческую самореализацию и социальную адаптацию к условиям рыночных отношений.
Одну из главных позиций в сфере оказания дополнительных профессиональных образовательных услуг занимают вузы.
Дополнительные профессиональные образовательные услуги представляют собой платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия с углубленным изучением предметов за рамками образовательных программ и государственных стандартов.
Экономическая сущность «дополнительного профессионального образования» выражается совокупностью многообразных отношений субъектов образовательной сферы и других секторов экономики по поводу предоставления и получения определенной образовательной услуги, сверх установленного программой и соответствующим государственным стандартом образовательного объема.
Основными задачами, которые решаются с помощью дополнительного образования, являются:
- повышение общеобразовательного и интеллектуального потенциалов;
- разработка инновационных программ, методов и организационных форм обучения и переподготовки, создание новых специальностей и специализаций для перепрофилирования полученного ранее образования;
- обеспечение занятости и гарантий трудоустройства в условиях возможной безработицы и оттока специалистов за рубеж;
- формирование интеллектуальной элиты, нового творческого мышления, инновационных форм деятельности и социального поведения;
- обеспечение дополнительной специализации, переподготовки и перепрофилирования, конкурентоспособности специалистов соответственно требованиям формирующегося внутреннего и внешнего рынков;
- реальная помощь предприятиям в конверсии производства и подготовке кадров для него.
Совершенствование дополнительного профессионального образования в современных условиях основано на определении новой экономической роли вузов в использовании имеющихся ресурсов и формировании результатов их деятельности. Традиционно методы экономической работы вузов определялись, как известно, системой бюджетного финансирования. В современных же условиях деятельность, основанная на прежних принципах, по существу невозможна, требуется эффективное рыночное соизмерение затрат и результатов по разным видам услуг, оптимизация цены предоставления услуги в рамках конкуренции на рынке образовательных услуг.
Однако при оценке экономической эффективности услуг дополнительного образования возникает ряд серьёзных проблем, что связано с отсутствием необходимых методик оценки рыночной эффективности услуг и, следовательно, необходимостью формирования особых навыков у соответствующих специалистов.
Одной из ключевых проблем экономики отечественных вузов является доминирование функционального управления, что порождает множество трудностей. Функциональные подразделения, отделы прямо не заинтересованы в общих финансовых результатах работы, поскольку система оценки их деятельности оторваны от результативности работы учебного заведения в целом. В функционально ориентированных структурах вуза чрезвычайно усложнён обмен информацией между различными подразделениями, неоправданно велики сроки выработки управленческих решений. Кроме того, возникают постоянные конфликты между работниками различных подразделений из-за отсутствия ориентации на целевые задачи образовательного учреждения.
В результате система управления в учреждениях образования характеризуется следующими негативными явлениями:
- неразвитостью и косностью инфраструктуры и методов управления;
- избыточностью, нерациональностью и затратностью процедур управления;
- низкой информационной насыщенностью механизмов управления;
- значительным отставанием в определении критически значимых параметров управления образовательным заведением;
- низкой общей культурой мотивации деятельности подразделений;
- неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками образовательного заведения.
Конечная услуга образовательного заведения, которая реализуется на рынке дополнительных образовательных услуг, состоит из нескольких частей и представляет собой сложную совокупность услуг подразделений вуза. Например, обучение по специальности второго высшего профессионального образования требует обеспечения профессорско-преподавательскими кадрами, учебно-методического обеспечения, технического обеспечения, библиотечного обеспечения, организационного обеспечения, обеспечения учебным инвентарём, хозяйственного и инженерного обеспечения зданий, сооружений, коммуникаций, административно-управленческого обеспечения и т.п. Все эти функции выполняют подразделения, объём деятельности которых в различной доле входит в структуру себестоимости той или иной дополнительной услуги.
В современных условиях деятельности вузов важное значение приобретает управление издержками. Речь идет о достижении целевых результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством оптимизации затрат по центрам ответственности, видам издержек, видам услуг.
В качестве задач управления затратами можно выделить: планирование издержек; управленческий учёт издержек; мониторинг издержек; расчёт и анализ отклонений фактических издержек от плана.
Указанный подход к классификации затрат вуза позволяет рассматривать их одновременно в нескольких аспектах: по видам услуг и продукции; по статьям затрат; по центрам ответственности; по динамике затрат по отношению к объёму выпуска; по возможности отнесения на конкретный объект калькулирования; по стадиям образовательного процесса; по степени регулируемости затрат.
При планировании объёма реализации услуг необходимо учитывать требование безубыточности работы и стремиться к такому объёму услуг, который обеспечивал бы возмещение всех переменных и постоянных расходов текущего и капитального характера, а также обеспечивал бы поступление дополнительных средств на собственное развитие. Поэтому важно рассчитать минимальный объём реализации услуг, при котором окупаются постоянные и переменные затраты, т.е. определить порог рентабельности деятельности вуза.
К постоянным затратам относятся следующие виды:
- заработная плата административно-управленческих и инженерно-технических служб;
- зарплата штатных преподавателей (при заключении трудового контракта на срок более 1 года);
- начисления на зарплату во внебюджетные фонды;
- хозяйственные расходы (содержание помещений (отопление, освещение, водоснабжение); расходы на связь; канцелярские расходы; расходы на текущий ремонт зданий, помещений и инженерных коммуникаций; ремонт и обслуживание оборудования и инвентаря; расходы по содержанию в чистоте помещений и территории; содержание транспорта для собственных нужд; приобретение материалов для хозяйственных целей);
- расходы на охрану территории и зданий;
- расходы на развитие материально-технической и учебной базы учебного заведения;
- прочие (командировочные и представительские расходы, выплаты социального характера, банковские сборы, расходы на рекламу и т.п.).
Для вуза характерен значительный удельный вес постоянных затрат относительно переменных. Большинство расходов связано с созданием условий для оказания образовательной услуги (поддержанием функционирования инфраструктуры), а сама стоимость образовательной услуги в момент ее передачи, с экономической точки зрения, представляет собой, в основном, только затраты преподавательского труда.
В условиях развития предпринимательских механизмов деятельности вузов приобретают актуальность гибкие схемы обоснования цены образовательной услуги с учётом индивидуальных условий ее предоставления заказчикам (численность человек в группе, степень использования имущества и интеллектуального потенциала).
В качестве основных направлений совершенствования методики расчёта себестоимости образовательной услуги можно выделить следующее:
- разработка специальной нормативной базы для расчётов себестоимости подготовки специалистов;
- проведение исследования по установлению зависимости себестоимости подготовки от факторов организации и качества учебного процесса в целях повышения эффективности затрат на подготовку специалистов (численности лекционного потока, численности группы на практических и лабораторных занятиях, квалификации преподавательского состава и др.);
- автоматизация расчётов с помощью соответствующей автоматизированной подсистемы и обеспечение её взаимодействия с автоматизированной подсистемой расчётов учебной нагрузки и штатов вуза;
- совершенствование бухгалтерского учёта на основе внедрения нормативного метода учёта.
Таким образом, методические основы формирования экономического механизма в сфере дополнительного образования, направленные на его совершенствование в современных условиях, предполагают новую роль вузов, их структурных подразделений, а также прогрессивные подходы в управлении издержками и ресурсами.