РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Толстик Н.В. (ГОУ ВПО РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону, РФ)

 

Regional social technologies as the tool of perfection of the territorial organization of economic activities.

 

Практически каждая страна представляет собой совокупность территорий, существенным образом различающихся между собой по многим параметрам. Так, для социально-экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации к настоящему времени, является характерным наличие существенных диспропорций в развитии отдельных административно-территориальных образований. При этом последствия территориальной дифференциации особенно остро ощущает население. Поэтому для России с ее огромной территорией, с широким разнообразием природных и социально-экономических условий учет региональной составляющей является необходимым условием успешного осуществления любых масштабных преобразований. В подобных условиях представляется необходимым разработка и осуществление системы регулятивных мер со стороны государства, направленных на поддержку конкретных регионов.

Особо следует отметить, что в последние годы в России происходит смена основной концепции регионального экономического развития, которая с 50-х годов прошлого века отдавала приоритет требованию их равномерного развития, тогда как на практике оказалось, что более эффективной является концепция поляризованного развития регионов.

Необходимость перехода к новой концепции определяется тем, что, как свидетельствует опыт, неравномерное развитие регионов только усиливается в результате осуществления внешне справедливого принципа равномерного распределения государственных капиталовложений между территориями, нуждающимися в государственной поддержке.

В условиях современных реалий считается, что функционирование механизма реализации государственной региональной политики должно быть направлено на достижение двуединой цели – обеспечение эффективности использования общественных и частных ресурсов в пространстве и гармоничную реализацию внеэкономических целей общественного развития, прежде всего социальных и экологических. Поэтому в функциональном аспекте региональная экономическая политика должна быть направлена на формирование оптимального механизма не только использования ресурсного потенциала территории, но и его приумножения.

Однако на протяжении последних лет реальное становление региональной экономической политики как института, обеспечивающего эффективное функционирование территории, приняло затяжной проблемный характер, что обусловлено как недооценкой ее роли в организационном оформлении качественно нового экономического роста, так и сложностью нивелирования неизбежно возникающих экзогенных диспропорций и эндогенных противоречий.

Вследствие этого действия государства по организации эффективной хозяйственной деятельности в экономическом пространстве отдельных регионов все еще не приняли системного характера. При этом практика унификации управленческих целей и средств применительно к субъектам разного уровня, приверженность традициям жесткого централизма привели к затянувшемуся состоянию неполноты и противоречивости нормативно-правовой базы регулирования экономической и социальной жизни регионов, экологической обстановки в них.

В этой связи приходится констатировать, что программно-целевой метод управления, в настоящее время используемый во всем цивилизованном мире, пока не применяется в должной мере в отечественной практике управления на мезоуровне, что, безусловно, препятствует интересам современного регионального развития. Поэтому важнейшей задачей управления развитием российских регионов в современных условиях является определение императивов, а также средне- и долгосрочных приоритетов, с последующей тщательной проработкой комплексных программ и системных мероприятий по их реализации.

По нашему мнению, в основе совершенствования территориальной организации хозяйственно-экономической деятельности должно быть сочетание приоритетных для данного региона инвестиционных проектов и развитие собственных доходных источников.

В свою очередь в качестве действенных экономических регуляторов процессов трансформации территориальной организации хозяйствования могут рассматриваться специальные фонды экономического развития, основным источником формирования  которых должны стать нормативные налоговые отчисления из рентных доходов, получаемых в пределах административно-территориальных образований. Кроме того, для эффективного развития хозяйственной системы на мезоуровне представляется необходимым стимулирование привлечения частных отечественных и зарубежных инвесторов посредством инвестиционных компенсаций, налоговых преференций и льготных кредитов.

Вместе с тем все эти меры отнюдь не исключают актуальность и необходимость разработки и использования специальных территориально-дифференцированных хозяйственных и финансовых инструментов, а также создания специальных условий для успешного развития территориальной организации хозяйственной деятельности в экономическом пространстве. Важнейшей задачей в данном процессе является адаптация регионально-направленных экономических механизмов к тому или иному экономическому типу регионов.

Учитывая особенности решения указанных проблем в условиях конкретных регионов, следует отметить, что выработка соответствующей интересам общества социальной политики как на федеральном, так и на мезоуровне в настоящее время практически невозможна без широкого использования социальных технологий в практике регионального управления, учитывающих закономерности территориальной организации социальной жизни и формирующиеся тенденции в изменении социально-экономического положения.

Поскольку социальный вид любого региона представляет собой проявления наиболее характерных черт общества в целом и вместе с тем его региональных различий, задачи региональных исследований в данной области состоят в том, чтобы раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионе. Только на основе полученных результатов, исходя из анализа социального вида региона, возможно обоснование путей и форм обеспечения социальных условий жизни населения в различных административно-территориальных образованиях страны. В свою очередь обобщение конкретных подходов и сформулированных выводов позволит сформулировать наиболее общие принципы разработки и применения региональных социальных технологий.

Сайт управляется системой uCoz