ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Ткаченко Т.И. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Problems of innovative development in Local Economy: example of the Bryansk region.

 

Мировой опыт показывает, что в наиболее передовых странах, развитие которых идет по инновационному пути, на долю общих знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, продукции, приходится до 85% прироста ВВП. Таким образом в любом государстве, стремящемся сохранить лидирующие позиции в мире или выйти на них, особое внимание должно уделяться научно-технической сфере как основному источнику получения новых знаний, трансформируемых затем в новые технику и технологии, преобразующие производственные силы и имеющие в связи с этим высокую общественно- экономическую ценность. 

 Быстрая реализация научных достижений может осуществить переход на выпуск новой конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках продукции, развитие материально-технической базы производства на  основе передовых технологий, обеспечивающих снижение издержек производства. Вместе с тем научные потенциалы регионов различны. Это предполагает использование дифференцированного подхода к разработке региональной научно-технологической политики. Как и в экономическом развитии, одни выступают донорами, другие – потребителями. Например, Москва, на территории которой расположено более 30% научного потенциала России, может выступать, с одной стороны, поставщиком наукоемкой продукции в другие регионы России, с другой – источником новых технологий для их производства. Межрегиональный рынок научно-технической продукции должен получить адекватное развитие, но пока функционирует недостаточно.

В нашей стране следует восстановить отношение к науке как к национальному богатству и важнейшему ресурсу социально-экономического развития. В этой связи большое значение имеет обмен научно-технической информацией и технологиями, обеспечивающими повышение конкурентоспособности товаров и услуг российских товаропроизводителей. Необходимо эффективно использовать научный потенциал России под контролем государства. Государство и региональные власти должны  организовать движение новых технологий и ускорение их реализации в соответствии с государственными и региональными приоритетами.

Потребность в инвестициях для технического перевооружения производства на базе современных технологий достаточно велика и не обеспечивается реальными источниками финансирования. Кроме того, реальный эффект от инноваций порой недостаточен и связан с высокой степенью риска. Поэтому огромное значение имеет концентрация государственных и региональных ресурсов на разработке наиболее эффективных приоритетных проблем и их целевое использование с контролем и обеспечением получения реального результата.

Решение этих проблем имеет большое значение как для регионов с высоким инновационным потенциалом (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и др.), так и для регионов с низким инновационным потенциалом. Для регионов с низким инновационным потенциалом, куда относится и Брянская область, научно-техническая политика должна заключаться главным образом в привлечении достижений науки и технологий в региональное производство коммерческими структурами, а также по инициативе и при поддержке региональных властей.

К основным причинам низкой эффективности технологического развития производства следует отнести: крайне недостаточное финансирование науки, отсутствие заинтересованности коммерческих структур в технологическом развитии производства и воспроизводственных процессов, а также несовершенство методов бюджетного финансирования НИОКР (по-прежнему недостаточное внимание отводится реализации полученных результатов).  Однако главный недостаток – это отсутствие научно-технологической политики в регионах, не позволяющее концентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях. Новый российский бизнес участвует в основном в целевом финансировании краткосрочных инновационных проектов, но финансирование не носит постоянного характера. Систематической информации о финансировании науки региональными властями нет. Самофинансирование остается основным источником покрытия затрат на технологические и иные инновации. В Брянской области наблюдается такая же тенденция (рисунок 1). Финансирование со стороны региональных и федеральных бюджетов, как не странно, уменьшается.

Рисунок  1 – Источники финансирования инновационной деятельности предприятий Брянской области за 2001 – 2004 годы  

 

Как видно из рисунка 1 в 2004 году основными источниками финансирования инновационной деятельности в Брянской области были собственные средства предприятий - 71,9 %, хотя в 2001 году их доля составляла лишь 46,5%. Уменьшились финансовые потоки местного бюджета, так в 2004 году по сравнению с 2003 финансирование инновационной деятельности уменьшилось на 1447,7 тыс. руб. или на 56,5 %.

Особого внимания региональных властей заслуживают региональные научно-технические программы. Их характерной чертой является направленность на решение межотраслевых программ, участие в разработке нескольких научных организаций и предприятий. Так, основы системы государственной поддержки малого предпринимательства в Брянской области заложены в областной целевой программе (первая программа, рассчитанная на 1998-2000 года, не была выполнена в полном объеме) на 2001–2003 годы. В данный период времени действует программа, рассчитанная на 2004-2006 гг. Однако, анализ выполнения данной программы поддержки малого предпринимательства в Брянской области свидетельствует о том, что практически не по одному пункту не содержится конкретных мероприятий по срокам исполнения, ответственным лицам. Кроме того, по многим разделам Программы вообще не предусмотрено финансирование, а лишь обозначены мероприятия для исполнения. Все это говорит об отсутствии реальной программы и даже реальных намерений провести в Брянской области какую-либо конкретную работу в данной сфере. Тем не менее, несмотря на декларативность и другие недостатки разработка и реализация региональных программ дает органам исполнительной власти на местах (в районах области) необходимые ориентиры, позволяющие определять господствующие тенденции, планировать количественные показатели развития малого бизнеса, оценивать его место в экономике, намечать и корректировать собственное регулирующее воздействие на экономические и социальные процессы в сфере малого предпринимательства. Подобных программ, касающихся отдельно именно инновационного предпринимательства в Брянской области нет, кроме того, до сих пор слабо развита инфраструктура поддержки инновационной деятельности.

В целом инновационная политика Брянской области не имеет четкой направленности в решении конкретных экономических проблем данного региона. На Западе становится общепризнанным, что локальные факторы играют определяющую роль в формировании направлений технологической политики и соответственно в определении стратегических ориентиров частных компаний. Именно "локализация" технологической политики на начальной стадии инновационной деятельности позволяет определить перспективную специализацию, сформировать принципы селекции технологий, которые могут быть адаптированы к условиям местного производства.

 

Сайт управляется системой uCoz