ПРОБЛЕМЫ СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ  ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКИХ ЛЕСОВ


Тимерьянов А.Ш.
(БГАУ, г. Уфа, РФ)


The different methods of cost assessment for forest land are examined. 

 

В соответствии с Федеральным законом 199-ФЗ и  Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2005 г.   362 субъектам РФ были  переданы права  владения, пользования, распоряжения определенной частью лесного фонда, а именно лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций -  «сельские леса». На сегодняшний день площадь лесов, входящих в систему сельского хозяйства, составляет 44,5 млн. га с общим запасом древесины 5,3 млрд. куб. м. В отличие от лесов общегосударственного значения, сельские леса предназначены обслуживать непосредственно нужды населения и сельских товаропроизводителей в древесине, сенокосах, пастбищах, укреплении кормовой базы для животноводства. Объектом влияния сельских лесов на окружающую среду является вся обслуживаемая лесом сельскохозяйственная площадь. Это обслуживание проявляется в регулировании колебаний температуры, влажности воздуха и почвы, равномерном распределении снежного покрова и влаги на полях. Сельские леса вокруг сельхозугодий защищают их от суховеев, предотвращают смыв и размыв плодородного слоя почвы, благоприятно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур. Находясь вокруг населенных пунктов, вдоль рек и водоемов, сельские леса служат зоной отдыха не только селян, но и жителей крупных городов, выполняют защитную роль сел, деревень и сельских дорог, обеспечивают полноводность рек и озер. Сельские леса предназначены обеспечивать строительство и ремонт производственных и жилых построек сельхозорганизаций. В большом количестве древесина из сельских лесов идет на отопление и нужды сельских жителей. Сельский лес является важным подспорьем в продуктах питания и поставляет к столу селянина орехи, плоды, грибы, ягоды, соки, дичь. Ранее сельские леса поставляли в земельный фонд сельхозугодья, принимая обратно выработанные и обедневшие поля для посадки лесных культур. Поэтому сельские леса не имеют крупных массивов, а разбросаны мелкими участками вокруг населенных пунктов, полей, пастбищ, вдоль сельских дорог, ручьев и речек.

Закрепление сельских лесов за сельскохозяйственными организациями - это проявление заботы нашего государства об укреплении сельскохозяйственного производства, реальная государственная дотация всему сельскому производству, забота о местном населении, которое не в состоянии конкурировать с лесопромышленниками в вопросах обеспечения себя древесиной для хозяйственных нужд и дровами для отопления. Сельские леса являются экономически привлекательными. В них возможно осуществление всех видов лесопользования, в том числе заготовка древесины в порядке рубок главного пользования. Сельские леса представляют собой структурно и технологически обособленные массивы с самостоятельными материалами лесоустройства, планами ведения лесного хозяйства.

В условиях рыночной экономики механизм управления лесными ресурсами, их качеством  базируется на их эколого-экономической оценке. Эколого- экономическая оценка призвана обосновать народнохозяйственное значение имеющихся лесных ресурсов, решить задачи анализа состояния и динамики лесного фонда, стимулирования рационального использования лесных ресурсов, определения ущерба, причиняемого лесам природными и антропогенными факторами, обоснования целесообразности финансирования средообразующих функций леса.

Оценка природных ресурсов   сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсо-потребления и соответствующей правовой и нормативно-методической базы.

Разработку методов денежной оценки природных ресурсов длительное время сдерживала недостаточная обоснованность теоретических посылок. Более того, природные ресурсы зачастую рассматривались в отрыве от проблем оценки элементов национального богатства и их воспроизводства. Именно отсутствие до настоящего времени единых согласованных методологических подходов по социально-экономической оценке природных ресурсов (стоимости земли, недр, лесов и др.) не позволяет их учитывать и отражать в составе национального богатства страны, наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений и др. В этой связи главная задача состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования. В настоящее время работы по стоимостной оценке природных ресурсов в современном ее понимании находятся в самой начальной стадии. Значительный интерес к вопросам экономической оценки природных ресурсов и оценки ущерба от загрязнения и нерационального природопользования был проявлен в связи с формированием в стране в конце 80-х - начале 90-х годов системы платного природопользования.

В настоящее время оценка леса как экосистемы (совокупности земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, связанных между собой и внешней средой, а также влияющих друг на друга) обычно проводится в обобщенном виде с помощью специальных коэффициентов, разработанных для оценки древесины. Например,  при кадастровой оценке земель лесного фонда используется метод капитализации рентного дохода. Основными исходными показателями для расчетов являются: базовая продуктивность лесных земель в натуральном и стоимостном выражении, оценочные затраты на добычу, переработку и транспортировку древесины, цены реализации готовой продукции. В расчет принимается один вид лесопользования - заготовка древесины. Не учитывается экологическое значение лесных угодий, защитная функция лесных насаждений от эрозии почв, роль леса как поставщика ценных лекарственных растений, дикорастущих ягод и грибов. Как результат, кадастровая стоимость земель лесного  фонда Республики Башкортостан  составила 1 140 руб./га, в т.ч. сельских лесов, входящих   в их состав.

Многофункциональное значение лесных экосистем вызывает необходимость поиска и использования различных принципов экономической оценки видов природных благ. Лесной потенциал представляет собой единое целое, экономически оценить его каким-либо одним приемом не представляется возможным. Следует рассматривать его как совокупность ресурсов, и каждый вид ресурса подлежит самостоятельной оценке. Сумма  этих оценок и дает представление о ценности лесной системы как единого целого.

Перспективной с точки зрения комплексности подхода к оценке природы и попытки учесть не только прямые ресурсные функции, но и природные услуги, является концепция общей экономической ценности. Ее величина складывается из следующих показателей: стоимость использования прямая, стоимость использования косвенная,  возможная стоимость, стоимость существования. Прямая стоимость использования состоит из заготовки древесины; лекарственных растений, грибов, ягод, орехов и т.д.; туризма; охоты и рыболовства. В косвенную стоимость использования входит водорегулирующие функции и  связывание углекислого газа (смягчение парникового эффекта). Последняя функция становится особенно актуальной в свете решений Киотского протокола по управлению выбросами парниковых газов на основе торговли правами на загрязнение. По экспертным оценкам стоимость 1т углекислого газа может стоить от 10 до  50 долларов США. Следовательно,  косвенная стоимость лесных полос и насаждений, например, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан  общей площадью  149,8 тыс. га и  ежегодно поглощающих из атмосферы 102,6 тыс. т углерода, только  по этому показателю превышает 1-5 млн. долларов. Более сложен для расчетов показатель  возможной стоимости связанный с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем. Стоимость существования затрагивает такие аспекты как ценность природы самой по себе, эстетическая ценность, долг по сохранению природы перед будущими поколениями. Их оценка  проводится методом анкетирования и опросов, которые часто не отражают реальную ценность природных ресурсов. Использовать в условиях современной России с менталитетом "бесплатного природопользования"  подобную методику представляется преждевременной.

По действующему Лесному кодексу  РФ земли лесного фонда выведены из оборота, поэтому невозможно определение их рыночных цен. Но можно определять расчетные цены на лесные земли. Расчетные цены необходимы при вычислении суммы финансовой компенсации за изъятие земель из лесного фонда: ежегодно по России более 100 тыс. га лесных земель переводятся в нелесные площади. Также эти цены необходимы для определения суммы финансовой компенсации за поврежденные или погибшие лесные насаждения в результате промышленного загрязнения.

Сайт управляется системой uCoz