ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И РОЛЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОКРАЩЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

 

Тетуева З.М. (КС КБР, г. Нальчик, РФ)

 

Stabilization of a financial and economic situation is the important factors of strengthening of financial base of local self-management.

 

Все современные государства независимо от своего формального устройства в форме федерации, конфедерации или унитарного государства включают в себя субнациональные административно-территориальные единицы, являющиеся существенно неоднородными по различным характеристикам (по уровню экономического развития, потребностям в предоставлении общественных благ, стоимости предоставления общественных благ и т.д.). Соответственно, наличие различных административно-территориальных образований в одном государстве приводит к существованию проблемы неравенства регионов и порождает необходимость решения такой проблемы.

Совершенствование федеративных отношений и реально сложившиеся условия развития экономики России предусматривают повышение роли регионов  в формирование экономической политики страны и  решении социальных задач. В области бюджетных отношений происходит последовательное повышение значения региональных бюджетов, развития экономики  региона на основе принципа самодостаточности. Исполнение данного принципа предполагает первоочередную ориентацию регионов на собственные силы.

Эта проблема решается в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Совершенствование межбюджетных отношений еще длительное время будет важнейшим вопросом регулирования финансово-экономических отношений Центра и российских регионов. В российских условиях это означает:

·  сочетание интересов, обеспечивающем высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли бюджета вышестоящего уровня по отношению к бюджету нижестоящего уровня;

·  наличие трехуровневой бюджетной системы;

·  применение единых критериев при расчетах объемов средств, выделяемых нижестоящим бюджетам в целях выравнивания развития соответствующих территорий и оказания им финансовой помощи.

Для повышения уровня самообеспечения субъектов Федерации финансовыми ресурсами большое значение имеет выбор направлений реформирования межбюджетных отношений. Чтобы правильно установить эти направления, в России необходимо, прежде всего, выполнить два условия. Во-первых, следует чётко определиться с сущностью понятия "бюджетный федерализм", который в федеративном государстве предопределяет основные требования - принципы межбюджетных отношений. Эти принципы являются ориентирами и критериями для выбора таких направлений и оценки достигаемых результатов. В противном случае не гарантируется системный и комплексный подход к их реформированию. Во-вторых, проанализировать и дать объективную оценку действующему механизму межбюджетных отношений путём сопоставления его с принципами, которым он должен соответствовать.

Сущность бюджетного федерализма раскрывается через следующие его основные принципы:

·  единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трёх уровней власти по бюджетным вопросам;

·  сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в консолидированные бюджеты субъектов Федерации на объективной основе;

·  высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, исходя из налогового потенциала на соответствующей территории, имея в виду и предоставление им необходимой для этого налоговой инициативы;

·  активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Исходя из этого, основными требованиями  - принципами межбюджетных отношений, по которым следует выверять направления их реформирования, являются следующие:

·  сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений, объективной основой, которой является соблюдение интересов населения;

·  чёткое законодательное разграничение на постоянной (долговременной без указания срока) основе расходных полномочий между органами власти разных уровней и соответствующих видов расходов и доходов (полностью или частично) между бюджетами разных уровней;

·  усиление заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета (закреплённых на постоянной основе полностью или частично), наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и всего объёма расщепляющихся (регулирующих) налогов;

·  повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;

·  сокращение дотационности территориальных бюджетов за счёт минимизации встречных финансовых потоков;

·  равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов Федерации и муниципальных образований с учётом разных возможностей самообеспечения регионов и муниципальных образований финансовыми ресурсами;

·  применение в межбюджетном регулировании (выравнивании) для всех субъектов федерации или для всех муниципальных образований данного субъекта федерации соответственно единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;

·  распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, отстающих по объективным причинам, для соблюдения государственных социальных гарантий на всей территории страны;

·  обязательность компенсаций бюджетам недостающих средств при уменьшении их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня;

·  недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты вышестоящего уровня собственных доходов территориальных образований, дополнительно полученных или сэкономленных ими бюджетных средств;

·  взаимная ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

·  наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета вышестоящего уровня, что также обуславливает правомерность соответствующего контроля со стороны органов власти вышестоящего территориального уровня;

·  ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений, простота расчётов, понятная не только специалистам в этой сфере, но и политикам, принимающим решения.

Сравнение действующего механизма межбюджетных отношений с указанными выше требованиями - принципами его построения позволило бы ускорить движение к поставленной цели. Наш анализ показывает, что действующий в России механизм таких отношений не во всем соответствует этим принципам.

В Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах говорится, что “не уделяется должного внимания вопросу совершенствования других, кроме трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации... форм финансовой поддержки из федерального бюджета... не решены вопросы усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала... Все это не способствует сокращению дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, сокращению встречных финансовых потоков”.

Между тем, имеющийся налоговый потенциал федеральных регулирующих налогов на ряде территорий позволяет им вообще не обращаться за финансовой помощью в федеральный бюджет при условии некоторого повышения нормативов отчислений от этих налогов в их бюджеты, например, от НДС.

В этой связи мы считаем, что по многим регионам при выполнении такого условия можно было бы существенно снизить их дотационность. Но в России для всех регионов устанавливается одинаковый (единый) норматив отчислений в разрезе каждого вида федеральных регулирующих налогов. По этой причине такой норматив не может учитывать особенности каждой территории и как-то влиять на выравнивание их душевых бюджетных доходов.

Кроме признания важности выравнивающей функции нельзя недооценивать и стимулирующую функцию межбюджетного регулирования.

В целом межбюджетным отношениям присущи три функции. Помимо указанных выше существует функция содействия реализации принципа самостоятельности бюджетов путем оптимального сокращения встречных финансовых потоков, в том числе за счет наиболее рационального разграничения на постоянной основе расходов и доходов между уровнями бюджетной системы.

В то же время без создания соответствующего компенсационного механизма со стороны федерального Центра, субъектам Федерации или городам, готовым вкладывать часть своих бюджетных ресурсов в другие регионы, трудно говорить о том, что перераспределение средств между бюджетами одного уровня может приобрести устойчивый характер. Пока преобладают разовые акции, в существенной мере определяемые политической ситуацией. Чтобы реально заинтересовать отдельные регионы в осуществлении подобных мер по финансовой поддержке кризисных территорий (в конечном счете, речь идет об этой системе мероприятий), считаем целесообразным разработать элементы подобного компенсационного механизма. Например, речь может идти об определенном “смягчении” для таких регионов ограничений по внешнему заимствованию, при условии, что свои внутренние бюджетные и внебюджетные ресурсы данный регион обязуется вкладывать в конкретные программы восстановления или поддержки кризисных территорий.

Наше исследование показывают, что стабилизация финансово-экономической ситуации и бюджетной политики сами по себе являются важными факторами укрепления финансовой базы местного самоуправления, сокращения дифференциации бюджетной обеспеченности и децентрализации государственных финансов.

Важнейшим направлением совершенствования межбюджетных отношений является их реформирование на субфедеральном уровне, цели которого сводятся к следующему:

·  децентрализация доходной базы и укрепление финансовой базы муниципального самоуправления;

·  сокращение межуровневых финансовых потоков;

·  стимулирование укрепления налогового потенциала территорий внутри субъекта Федерации;

·  стимулирование проведения экономических и социальных реформ на субфедеральном и муниципальном уровнях;

·  установление единого подхода к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям и повышение прозрачности методики расчета трансфертов.

По нашему мнению, основной целью реформирования системы межбюджетных отношений на субфедеральном уровне должно стать создание институтов и инструментов эффективной региональной политики на субфедеральном уровне, позволяющей интегрировать экономическое и социальное пространство регионов и обеспечивающих экономический рост.

 

Сайт управляется системой uCoz