Корпоративно социальный отчет как инструмент роста ценности бизнеса

 

Семенова Н.Н., Насыпова Р.Ф. (УГАТУ, г. Уфа, РФ)

 

The Social reports raise the business reputation of the business, capitalization to companies, install efficient and balanced relations with all go-between of the companies - a state, shareholder, consumer, personnel, partner, local community, as well as allow effectively to control not industrial risk, appearing in process of the interaction with shareholder.

 

Корпоративно социальная ответственность(КСО), что это? В широком смысле это деятельность предприятия, направленная на увеличение влияние бизнеса на общество. Несмотря на кажущуюся простоту концепции КСО, ее трактовка в практике российского бизнеса нередко отличается от мировой. Самым распространенным заблуждением, связанным с КСО, является смешение данного понятия с благотворительностью. Необходимо заметить, что благотворительность не заменяет и не исчерпывает собой корпоративную социальную ответственность. Основным отличием КСО является ее направленность, в конечном итоге, на повышение капитализации бизнеса, а также учет мнений всех заинтересованных сторон (shareholder) при принятии тех или иных решений в рамках корпоративной социальной ответственности. Благотворительность же является делом сугубо добровольным, частным и направлена на решение конкретных задач, определяемых исключительно спонсорами.

Единственный и, пожалуй, самый эффективный метод предоставление информации о деятельности компании ­­­— это социальный отчет. Корпоративный социальный отчет — публичный инструмент информирования государства, инвесторов, акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами, компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.  

Ключевым аспектом работы над социальным отчетом является его оценка и верификация независимым аудитором, а также использование полученных в ходе создания отчета результатов в дальнейшей практике социальной ответственности компании. Осуществление этой процедуры дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не является рекламой.

Сегодня в России приступили к социальной отчетности немногим более десятка компаний. Большинство из них ориентируются на международные стандарты AA1000 и GRI, хотя и не стремятся сразу подготовить документ в полном соответствии с ними.

Следующим важным фактором пристального внимания компаний к социальной отчетности является повышение уровня этического контроля общества над бизнесом. В развитых странах такой контроль существует уже давно и может оказать существенное влияние на репутацию деловой деятельности, а, следовательно, и на ее экономические показатели. Особенно это актуально для мультинациональных компаний, бизнес которых выходит за рамки одного государства. При ограниченном государственном контроле в социальной и природоохранной сферах хотя бы в одном из регионов этический контроль со стороны стейкхолдеров из других регионов начинает играть решающую роль.

Практика ведущих зарубежных компаний показывает достаточно серьезное отношение к социальной отчетности.

Компании, публикующие свои социальные отчеты, становятся информационно открытыми и прозрачными для международного сообщества.

 Результаты исследования информационной прозрачности PricewaterhouseCoopers  показывают, что добровольное раскрытие информации сверх законодательных требований к отчетности приводит к росту капитализации на 20-30%.

Россия стоит на пороге вступления в ВТО, и условием входа российских компаний в мировой бизнес будет наличие прозрачной отчетности. Корпоративно социальный отчет – достаточно эффективный способ улучшить бизнес-среду, и содействовать социальному согласию на национальном уровне, без которого бизнес просто остановится.

Мудрым стратегам-лидерам российского бизнеса, вслед за продвинутым Западом, уже стал ясен прагматизм социальной отчетности как вполне эффективного инструмента современного управления, влияющего на конкретные экономические показатели компании: от улучшения финансовых показателей — до доступа к выгодному капиталу и ресурсам развития бизнеса.

Сайт управляется системой uCoz