К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Салова Н.Ю. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

This article highlights the main problems occurring during the process of assessment of social investments. It also gives some recommendations on ways of improvement of social investments made by Russian companies.

 

 Понятие социальных инвестиций можно рассмотреть в трех аспектах: во-первых, социальные инвестиции как сосредоточенное в секторе домохозяйств отношение социума к расходам на личное потребление и к сбережениям; во-вторых, социальные инвестиции как  всевозможные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению их руководства на реализацию конкретных социальных программ как собственных, так и внешних; и, наконец, социальные инвестиции – это финансирование государственным сектором расходов учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения.

Социальные инвестиции определяются инвестиционным климатом в регионе (наличие регионального инвестиционного законодательства, инвестиционный потенциал, уровень инвестиционного риска), параметрами, осуществляемой и намечаемой макроэкономической и микроэкономической политики (долгосрочные государственные программы модернизации экономики, патентная политика, система сертификации изделий, предоставление налоговых льгот и субсидий, система госзаказов и др.), состоянием социального развития общества (уровень жизни населения, образ жизни, здоровье и продолжительность жизни) и бюджетными ограничениями (наличие отлаженного механизма бюджетных приоритетов).

Осуществление социальных инвестиций предполагает получение определенного эффекта. Под категорией «эффект» понимается планируемый или получаемый результат от социальных инвестиций. Этот эффект проявляется как правило лишь в долгосрочной перспективе [2].

Дать количественную оценку подобного «отложенного эффекта» от социальных инвестиций проблематично. При этом данная проблема предполагает наличие информационного, качественного и количественного аспектов.

В исследованиях Ассоциации менеджеров по корпоративной социальной активности применяются инструменты измерения социальных инвестиций компаний, то есть социальных инвестиций во втором аспекте [1].

На основе этих исследований строится индекс социальных инвестиций, определяемый как комплексная экономико-статистическая категория, которая объединяет индекс информационной открытости социальной политики товаропроизводителей, количественный индекс социальных инвестиций, качественный индекс социальных инвестиций.

Индекс информационной открытости социальной политики товаропроизводителей позволяет определить полноту и точность информации, сообщаемой компанией при проведении опроса, связан с объемами финансовых потоков, идущих по линии социальных программ.

Существуют определенные трудности при определении этого индекса. Раскрытие информации в основном сдерживается возможностью конфликта между компаниями и фискальными органами. Значительные объемы социальных инвестиций вызывают повышенный интерес налоговых структур, требующих тщательной проверки деятельности предприятий. Известно, что некоторые из них финансируют социальные программы не из чистой прибыли, а включают затраты в себестоимость продукции, что ведет к ее удорожанию. К тому же нет общепринятых стандартов публичной социальной отчетности компаний.

Количественный индекс социальных инвестиций позволяет оценить масштаб финансовых затрат компаний на социальные мероприятия, предполагает диагностику как абсолютной, так и относительной величины денежных сумм, выделяемых компаниями на социальные программы.

Основная проблема при определении этого индекса заключается в следующем: не сформировалось единое понятие социальных инвестиций. В частности, четко не определено, какие финансовые вложения относятся к ним.

Качественный  индекс социальных инвестиций позволяет определить степень диверсификации социальных инвестиций, уровень организационной поддержки и информационного оснащения процесса планирования и реализации затрат на социальные нужды.

При неблагоприятном стечении обстоятельств рост социальных инвестиций может пойти лишь на компенсацию инфляции. Понятно, что это не приведет к реальному увеличению социальной активности российского бизнеса.

По всей вероятности, в ближайшей перспективе российские компании будут придерживаться следующей стратегии социального инвестирования. И менеджеры, и население оказались единодушны в оценке качества продукции как главного критерия успешной деятельности бизнеса. Население на второе место по уровню значимости поставило заботу компании о своих сотрудниках: достойный уровень оплаты труда, создание приемлемых условий работы, охрану здоровья. На третье - выплату налогов, то есть вклад компании в улучшение жизни местных сообществ, а также пополнение казны государства. И четвертый важный критерий - это желание компании инвестировать в производство.

Исследование Ассоциации менеджеров показало, что стимулы, побуждающие бизнес к социальному участию, в России далеки от западных стандартов. 73% опрошенных предпринимателей основным мотивом социальных инициатив компаний назвали «административное давление». Такого же мнения придерживаются 75% чиновников и 60% экспертов, участвовавших в опросе. В «добрую волю топ-менеджмента» верят 55% бизнесменов, 50% государственных мужей и всего лишь 27% экспертов – представителей науки. Примечательно, что среди прочих причин социальной активности бизнеса власть считает наиболее существенной «стратегию расширения бизнеса» (83%), а большинство экспертов – «страх владельцев потерять бизнес (собственность) в результате общественных потрясений». Самым слабым стимулом для всех трех групп опрошенных является «разъяснительная работа профсоюзов» (2-3%) [1].

Среди приоритетов участия бизнеса в жизни общества предприниматели назвали поддержку учреждений культуры (40%), независимых инновационных фондов (35%) и гражданские организации (33%). При этом 75% чиновников также считают, что необходимо поддерживать инновационные фонды, а 36% экспертов отдают предпочтение «строителям гражданского общества» [1].

Мнение всех трех групп опрошенных совпало в отношении факторов, которые затрудняют участие бизнеса в общественном развитии. Самым большим препятствием они считают отсутствие четкой государственной стратегии в оценке социального вклада коммерческого сектора. Вместе с тем большинство представителей всех секторов уверены, что этот вклад будет иметь положительную динамику.

Для повышения эффективности социальных инвестиций российских компаний необходимо, в частности, использовать легальные и публичные механизмы лоббирования своих интересов, развивать саморегулируемые организации, расширять внутрикорпоративные и внешние социальные программы, инвестировать «в молодое поколение» путем поддержки образования, культуры и спорта. Государственному сектору необходимо приложить совместные усилия к созданию условий для эффективной конкуренции, обеспечению прав собственности, противодействию коррупции и дебюрократизации экономики.

К примеру, в Брянской области администрацией Брянской области проводится  конкурс проектов "Социальные инициативы Брянщины". Инициатором данного конкурса выступило НП "Социальное партнерство развития Брянской области", которое реализует на территории Брянщины ряд программ и проектов, направленных, в том числе, и на повышение социальной активности жителей области.

В конкурсе "Социальные инициативы Брянщины" могут участвовать как юридические, так и физические лица. Основная задача конкурса – поддержать общественную инициативу в решении актуальных для жителей области проблем – оказание социальной поддержки слабо защищенным группам населения, благоустройство домов и улиц, создание и развитие структур, решающих проблемы трудоустройства и занятости, оказание содействия духовному и физическому развитию жителей Брянщины.

Ярким примером одного из  направлений социальных инвестиций брянского бизнеса является программа привлечения кадрового резерва – перспективной молодежи, которая начнет подготовку к работе в корпорации «Уралсиб» уже со студенческой скамьи. Участие в этой программе означает гарантию трудоустройства будущих специалистов. Отбор для участия в программе осуществляется двумя путями. Это рекомендации корпорации «Уралсиб», где студенты уже стажируются или работают на условиях неполной занятости, или рекомендации вуза. Особо тесное сотрудничество налажено компанией с Брянской государственной инженерно-технологической академией.

Литература

1. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. / Под общей ред. С.Е. Литовченко. – М: Ассоциация Менеджеров, 2004.

2. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. - Санкт-Петербург, Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998.

 

Сайт управляется системой uCoz