ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ПРИАНГАРЬЯ

 

Рунова Е.М., Сорокин Д. А. (БрГУ, г.Братск, РФ)

 

The wood industry of Russia gradually leaves the delayed crisis. The enterprises of a wood complex annually increase volumes of preparations and processing of wood. In a wood economy the questions of reproduction of valuable breeds of wood leave on the foreground. Spent amount of works very low. Shortage of financial assets, selected from the budget, the basic reason of such situation.

 

Иркутская область располагает огромными лесными богатствами. Достаточно сказать, что площадь лесов, приходящихся на одного жителя области, в 4 раза больше, чем в целом по Российской Федерации. По величине лесистости Иркутская область находится на первом месте среди областей, краев и республик России.

Доля древесных ресурсов области в мировом и государственном масштабе даже выше, чем по площади лесов. Это объясняется более высокими средними запасами древесины на гектаре покрытых лесом земель; в среднем по всем странам и континентам - 104 м3/га, по России - 106 м3./га, по области - 153 м3./га.

В области сосредоточено 12,5% общероссийского запаса спелых лесов, а по хвойным породам доля лесов области - 13,6% . Если же принять во внимание лишь спелые леса, возможные к эксплуатации, то на их долю приходится 2925 млн. м3., в том числе хвойных 2484 млн. м3.

В условиях рыночных отношений важно правильно оценить ресурсы, рационально и с максимальной прибылью использовать весь ресурсный потенциал.

Платежи за пользование лесным фондом - лесные подати и арендная плата, основой которых является плата за лес на корню, служат не только статьей доходов бюджета, но и с успехом могут и должны использоваться как рычаг государственного регулирования лесного комплекса. Первая функция в настоящее время является превалирующей и часто единственной. По величине сумм собранных податей часто оценивается качество работы лесхозов.

Получив плату за отведенный в рубку лесосечный фонд, оцененный по утвержденным федеральным правительством «минимальным ставкам» (иногда скорректированы на примитивном аукционе), освидетельствовав вырубленную площадь и начислив в необходимых случаях штрафные санкции, органы лесного хозяйства полагают свои рыночные взаимоотношения с лесозаготовительными предприятиями завершенными.

Отсутствие контроля за рациональностью использования лесосечного фонда привело к тому, что раскряжевка на выход наиболее ценных сортиментов применяется крайне редко. Оплаченная и срубленная древесина в соответствии с канонами рыночной экономики является собственностью лесозаготовителя, и он имеет право ее использовать по своему усмотрению. Изложенному способствует применение технологии лесозаготовок предусматривающей вывозку леса в хлыстах. Раскряжевка хлыстов производится на нижнем складе. Схему раскряжевки определяет сортиментный план реализации, составленный на основе маркетинговых исследований с учетом нужд основного потребителя. Принципиально возможна (и иногда производится) раскряжевка первоклассных сосновых хлыстов на дрова – швырок или другие малоценные сортименты, например, балансы. К сожалению, подобные случаи в Приангарье носят массовый характер.

Вторая, заметно ослабленная, функция органов лесного хозяйства состоит в контроле за степенью полноты использования отведенного и переданного в рубку лесного фонда. Довольно часто на лесосеке после рубки  остаются расстроенные или компактные недорубы (чаще всего состоящие из деревьев мягколиственных пород), которые технически осложняют проведение лесокультурных работ, увеличивают их трудоемкость и, следовательно, приводят к их удорожанию. Эти же недорубы, при ориентации лесовосстановления на сохранение подроста, способствуют нежелательной смене пород, снижению качества будущих древостоев.

Третья функция, которая, несомненно, является основной, это проведение лесовосстановительных работ на непокрытых лесом площадях. Проведенный анализ лесовосстановительной деятельности лесхозов Братского, Усть-Илимского, Нижнеилимского районов показал, что в настоящее время в лесах Приангарья лесовосстановление не проводится примерно на 30 % территории участков, переданных в лесопользование (сплошные рубки).

 Продукция из хвойных пород древесины наиболее востребована на рынке лесоматериалов. Поэтому главная задача лесовосстановления – воспроизводство хозяйственно ценных хвойных пород древесины. Для решения такой задачи наиболее целесообразно увеличение объемов посадки леса, поскольку данный метод воспроизводства позволяет выращивать желаемые виды пород, обеспечивает сокращение времени «поспевания» урожая и позволяет максимально механизировать процесс ухода за насаждениями. Обладая такими преимуществами, данный способ имеет существенный «недостаток», особенно актуальный на современном этапе развития лесного хозяйства в области и в России в целом, он требует значительных финансовых вложений. Поэтому предприятия лесного хозяйства прибегают к внедрению рекомендуемых ресурсосберегающих технологий, под которыми подразумеваются меры содействия естественному возобновлению.

Изложенная ситуация, охватывающая только часть проблем, возникших во взаимоотношениях лесного хозяйства и лесной промышленности, требует своего решения. Сложность задачи обусловлена столкновением двух видов собственности: государственной и частной. Каждая из них имеет свои ценности, цели и задачи.

Лесохозяйственным органом вменена обязательность управления лесами России как собственностью государства. Эта функция выполняется на основе исключительного права государства закрепленного в конституции. Все действия управляющей системой в данном случае совершаются в интересах всего общества, т. е. граждан страны.

Лесозаготовительная промышленность, имеющаяся в данном регионе, представлена частными и акционерными предприятиями и объединениями, функционирующими исключительно в интересах своих собственников. Имеются на лицо противоречия как в социальной, так и экономической сферах.

Рассмотренные недостатки в области взаимоотношений органов лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности имеют в своей основе недостаточную проработку и использование возможностей предоставляемых рыночной экономикой. Снижение и ослабление статуса государственного управления лесами сыграло в этом немаловажную роль.

Одним из основных экономических факторов, тормозящих повышение степени рациональности, полноты использования и воспроизводства лесосырьевых ресурсов, является низкая плата за лес на корню. В Приангарских леспромхозах попенная плата в себестоимости продукции лесозаготовок составляет 5 – 7%, тогда как в странах с наиболее развитым лесным комплексом, например Финляндии, Швеции, Канаде она составляет около 50%.

Применяемые в настоящее время для определения стартовой аукционной цены «минимальные ставки» действительно минимальны. Надежды на рост оплаты в результате аукционов не всегда оправдываются из-за низкой стартовой цены.

Низкие цены на лесосырьевые ресурсы сыграли свою положительную протекционистскую роль в условиях экономического кризиса сопровождавшего внедрение рыночной экономики. Лесная промышленность в тот период, как всегда в трудные для России времена, показала свою устойчивость. Однако данная форма протекционизма, сыграв свою роль, исчерпала себя и стала, как это часто бывает, определенным тормозом в развитии и совершенствовании лесного комплекса страны.

В силу изложенного в качестве рецепта можно рекомендовать повышение размера платежей за пользование лесным фондом. Повышение стоимости лесосечного фонда неизбежно вызовет более бережное и экономное отношение к нему и, как следствие, сократятся недорубы, раскряжевка будет производиться более рационально, повысится уровень финансирования лесовосстановительных работ.

В силу изложенного в качестве рецепта можно рекомендовать повышение минимальной ставки за древесину, отпускаемую на корню, в 2 – 3 раза. Данная цифра не является априорной. Она получена расчетом восстановительной себестоимости выращивания древесины по методу И.В. Воронина. Восстановительная себестоимость выращивания древесины дает возможность установить размер затрат на выращивание при современной технологии лесохозяйственных производственных процессов и с учетом действующих в данный конкретный период реальных цен и норм выработки.

Себестоимость выращивания древесины определяется по каждому предприятию, а в пределах предприятия по каждому хозяйству. Весь цикл выращивания до возраста спелости по каждому хозяйству разбивается на возрастные группы, или фазы.

По отчетным данным лесхоза, за последние 5-10 лет устанавливается фактически сложившаяся в данном лесхозе технология производственных работ по выращиванию леса в пределах каждого хозяйства и возрастной группы. При этом устанавливаются: способы возобновления, методы и способы подготовки почвы под лесные культуры, фактическая повторяемость ухода за культурами, повторяемость рубок ухода за лесом и т. д.

Установив таким образом технологию выращивания, по действующим нормам и расценкам определяются прямые затраты (оплата труда, материалов, услуг тракторного парка и пр.). Затем определяются косвенные затраты и установившаяся в данном предприятии структура административно-управленческих и прочих накладных расходов.

Повышение стоимости лесосечного фонда неизбежно вызовет более бережное и экономное отношение к нему и, как следствие, сократятся недорубы, и раскряжевка будет производиться более рационально.

Проблему финансирования лесовосстановительных работ в определенной степени можно решить несколько необычным даже для рыночной экономики методом. Рекомендуется при выписке лесорубочного билета лесозаготовителю взимать с него, кроме платы за лес на корню, залоговую сумму на восстановление вырубаемого лесонасаждения. Размер залоговой суммы должен определяться сметной стоимостью всего комплекса лесовосстановительных работ, необходимых для перевода территории лесосеки в лесопокрытую площадь.

Залоговая сумма должна быть перечислена на отдельный специализированный банковский счет лесхоза. В дальнейшем из этих сумм лесхозом будут оплачиваться все лесовосстановительные работы, кем бы они не выполнялись – леспромхозом, лесхозом или иным специализированным исполнителем. Невостребованные суммы залога (это будет очевидно нередкий случай) не должны изыматься в бюджеты любых уровней, а расходоваться исключительно только на лесовосстановительные мероприятия на территории данного лесхоза.

Сайт управляется системой uCoz