ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

Пономаренко М.Ю. (ОмГУ им.Достоевского, г.Омск, РФ)

 

Governmental  changing experience in Omsk, a need of  overcoming  technological bases  and protection of  native industrial producer’s rights  prove  a need of  innovations in  our country.

 

В "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий.

Представляется, что реальным механизмом, обес­печивающим и ускоряющим переход российской экономики на инновационный путь развития, должно стать формирование национальной инновационной системы как целостной совокупности взаимодей­ствующих организаций и социальных институтов, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и ус­луг в целях обеспечения социально-экономического развития и роста страны.

Формирование полноценной национальной инновационной системы, обеспечивающей построение адекватной инновационной инфраструктуры в новой России, во многом связано с характером институциональных преобразований научно-технологической сферы и реструктуризацией промышленного производства в регионах. 

Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.

В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

Для достижения поставленных целей следует максимально использовать богатый арсенал возможных мер государственного регулирования инновационной сферы. Важное значение имеет оптимизация выбора отраслевых приоритетов, определяющих формирование сопряжённых меж­отраслевых высокопроизводительных цепочек, способных обеспечить появление больших мультипликативных эффектов. Проблема выбора приоритетов при рассмотрении вопросов активной поддержки производителей инновационной продукции, отбора наиболее перспективных инновационно-инвестиционных про­ектов является одной из наиболее сложных в условиях финансовой ограниченно­сти и многовариантности решений. Её сложность определяется необходимостью учёта особенностей сложившихся в экономике технологических связей - систем­ных связей - межотраслевого характера, потребностями учёта прямых и косвен­ных макроэкономических эффектов в условиях принятия разных решений.

В Омской области не очень богатой природными ресурсами, но имеющей развитое сельскохозяйственное производство, крупном промышленном центре с развитой нефтехимией, нефтепереработкой, машиностроением и приборостроением, сформировался соответствующий научно-технический потенциал. На сегодняшний момент он находится в стадии структурной трансформации и на первый взгляд, у Омска нет слишком больших предпосылок для развития инновационной деятельности. Административный ресурс практически не задействован в сфере поддержки инноваций.

Решение вопросов инновационного развития в Омской области приобретает особую актуальность и значимость также вследствие слабой корреляции между научно-инновационными потенциалом и результатом. Основу такого потенциала области составляют: 50 научных организаций, включая НИИ, КБ, научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения ВУЗов, промышленных предприятий, более 180 малых предприятий в научно-технической сфере, 3 опытных завода. Однако, количество организаций, разрабатывающих и внедряющих технологические инновации, за последние семь лет уменьшилось вдвое. Доля инновационно активных предприятий в промышленности составляет не более 3% (по России > 2%). Объём выполняемых НИОКР не превышает 1 млрд. руб. в год, а объём экспорта технологий и услуг - не боле $3 млн. в год.

В структуре промышленного производства преобладают перерабатывающие производства, их суммарная доля в 4 раза выше доли обрабатывающих производств, являющихся мультипликаторами инноваций. Масштабы разработки и освоения выпуска наукоёмкой продукции с высокими технико-экономическими характеристиками, востребованной рынком и отвечающей критериям мировой новизны "прорывных технологий" весьма эфемерны даже с учётом инвестиций в инновационную сферу.

На сегодняшний день в контексте Плана действий Правительства Омской области осуществляются практические меры по интенсификации инновационной деятельности, включая создание регионального инновационно-инвестиционного центра и совершенствование инновационной региональной политики. Однако отсутствие соответствующего федерального закона осложняет принятие качественных нормативных правовых актов регионального уровня и в некоторых случаях приводит к их многовариантности, декларативности и неэффективности.

Таким образом, активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена только при поддержке на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики.

Эффективность инновационного потенциала города Омска во многом зависит и от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности и строительной индустрии, развития сферы услуг. Программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяй­ственной деятельности. К их числу следует отнести, например, такие как разра­ботка проектов создания площадок для работы малых предприятий, а также тер­риториально-производственной зоны для субъектов малого пред­принимательства на основе имущественного комплекса одного из неплатежеспо­собных крупных предприятий Омска. Кроме того, целесообразно создание сети инкубаторов малого бизнеса, а так­же обеспечение деятельности бизнес-инкубатора в рамках Морозовского проекта; оказание помощи предпринимателям в создании и развитии обществ взаимного кредитования малого предпринимательства. Поддержка инновационной деятельности малого предпринима­тельства Омского региона позволит эффективнее использовать его потенциал в целях ускорения экономического роста экономики региона.

Существующий интеллектуальный потенциал, наличие значительного числа научно-технических разработок и инновационных идей в регионе, потребность в их реализации с учетом растущего интереса федеральных и региональных структур  в данной сфере, позволяют говорить об инновационном пути как об одном из перспективных направлений экономического развития Омской области.

Инновационный прорыв для современной России- это реальное слагаемое модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Неизбежность интенсификации инновационного развития российской экономики предопределена всем ходом ее исторического развития, последствиями реформ, глобализацией мировой экономики. При этом основная опора должна быть сделана на региональные инновационные ресурсы, особенно на территории с высокой концентрацией значительных интеллектуальных сил и высокотехнологических производств с высокопрофессиональным уровнем инженерного корпуса и высшей школы, каковой является Омская область.

Сайт управляется системой uCoz