ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 Моисеенко С.Л.  (БГИТА, Брянск, РФ)

 

Priority problems of development of a forestry of Russia are determined according to legal documents of last period, including in the project of the new Wood code, and the essence of a complex of actions planned to performance is opened. Results of activity of branch are structured and the opportunity of changes of the basic parameters is appreciated.

 

Общие доходы лесного хозяйства по итогам 2005 г. увеличились на 18% по сравнению с 2004 г. и составили 28,1 млрд. р. Из этой суммы 10,3 млрд. р. на лесной доход (платежи, полученные за использование лесного фонда, без учета таможенных пошлин за вывоз древесины). При этом в 2004 г. совокупный доход лесного хозяйства составлял 23,8 млрд. руб, из которых 9 млрд. руб. – лесной доход. Расчетная лесосека, находящаяся в ведении Рослесхоза, возросла с 519 до 527 млн. м3. На 5,2 млн. м3 увеличился объем рубок главного пользования. Использование расчетной лесосеки в 2005 г. составило 23%, что превышает уровень прошлого года примерно на 1%. Однако даже незначительная динамика обусловила дополнительный вклад в ВВП  в размере 5,5 млрд. руб. Сегодня расчетная лесосека Российской Федерации составляет 564 млн. га, при этом экономически эффективные лесные ресурсы расположены на площади 250 млн. га, но лишь 130 млн. га доступны для лесопользователей. Следовательно, есть потенциал в 120 млн. га леса, который можно вывести на рынок в случае реализации необходимых мероприятий.

Для дальнейшей интенсификации лесопользования и, соответственно, роста доходов государства от использования лесных ресурсов в 2006 г. Рослесхозом  намечаются к выполнению комплексные мероприятия, среди которых необходимо отметить следующие:

- улучшение транспортной доступности к лесным ресурсам. На 1000 га лесных земель в России приходится всего 1,2 км дорог, что в  10-40 раз меньше, чем  в Европе или Северной Америке. Для вовлечения в оборот дополнительных лесных ресурсов требуется динамичное развитие дорожной сети. Для этого впервые в федеральном бюджете - 2006 предусмотрено 500 млн. руб. и планируется одновременно привлечение средств крупных лесопользователей. Увеличение заготовок древесины по главному пользованию хотя бы до 250 млн. м3 в год (сейчас заготавливается в пределах 180 млн. м3) предполагает поэтапное строительство 7,6 тыс. км новых дорог, на что потребуется свыше 11 млрд. руб.;

- снятие ограничений на лесопользование. В странах с развитой рыночной экономикой - США, Канадой, Финляндией, Швецией – где предельно ужесточены экологические требования, к эксплуатации допущено до 98% территории участков лесного фонда. В Российской Федерации – около 42% покрытых лесом земель, т.е. более половины спелого и перестойного леса исключены из хозяйственного оборота, поэтому по опыту мировых лесных держав данные границы могут быть пересмотрены. Для России характерна крайне низкая интенсивность лесопользования: в среднем всего 0,2 кубометра с 1 га, что на порядок меньше, чем в других лесных странах. Одним из путей разрешения ситуации является пересмотр существующих групп лесов и подразделение их на 3 категории с последующим изменением нормативов и требований к лесопользованию;

- закрепление аренды как основной формы лесопользования. Площадь арендованных участков для заготовки древесины возросла до 95 млн. га с установленным объемом отпуска древесины 129 млн. м3. Доля долгосрочных договоров аренды увеличилась с 27 до 51%. Заметно сократился удельный вес административно распределяемых лесных ресурсов. Дальнейшее развитие арендных отношений – наиболее желательная тенденция для отрасли, т.к. только долгосрочный арендатор заинтересован в выполнении инвестиционных проектов, строительстве лесовозных дорог и объектов инфраструктуры,  ведении на определенных финансовых условиях лесного хозяйства. Для практической реализации планов по развитию арендных отношений проводится кадастровый учет лесного фонда.  По состоянию на 1 января 2006 г. на кадастровый учет поставлено 99% территории лесного фонда, государственная регистрация прав собственности Российской Федерации проведена на 97,5% площадей лесов, находящихся в ведении Рослесхоза;

- увеличение объемов и повышение качества лесоустройства. Новое направление работы –  активное использование системы дистанционного мониторинга и  ГИС-технологий.

- интенсификация лесовосстановления с определением четких приоритетов: рост объемов посадок лесов с улучшенными свойствами, создание плантационных целевых хозяйств для крупных потребителей, реализация механизмов Киотского протокола.

- восстановление в числе функций Рослесхоза заказа на создание защитных лесов. После передачи этой функции в Минсельхоз объем лесоразведения упал более чем в шесть раз, а с последующей передачей в ведение субъектов работы практически прекращены, что существенно препятствует решению целевых задач сельского хозяйства.

- результаты аэрокосмического мониторинга выявили существенную неполноту данных по лесонарушениям, установленным традиционными методами. Расходы на мониторинг составили менее 50 млн. руб., а выявлено лесонарушений с взысканием экономического ущерба, нанесенного государству, на сумму свыше 650 млн. руб. В этой связи признается необходимым проведение в зоне интенсивного лесопользования дистанционного мониторинга на площади 101 млн. га, а с 2007 года  -  около 300 млн. га, т.е. всей экономически доступной зону лесозаготовок;

- системной проблемой лесного сектора экономики является несовершенство российской таможенной политики. На Россию приходится около 2% в мировом экспорте продукции ЛПК. По объему экспортной выручки, приходящейся на лесопромышленный комплекс, мы отстаем от большинства зарубежных производителей (например, от Канады примерно в 6 раз). Фактически наблюдается продолжающееся увеличение экспорта круглого необработанного леса высокого качества и одновременное снижение объемов экспорта низкокачественной древесины и продуктов переработки. Действительно, в структуре экспорта ежегодно увеличивается доля рентабельной ценной древесины хвойных и твердолиственных пород, предназначенной для лесопиления и производства фанеры. Это сырье растущими темпами идет в Западную Европу,  Китай, Корею, Японию. Причина этого в том, что Россия по-прежнему сохраняет самые дешевые в мире условия вывоза круглой древесины ценных пород. В ряде лесных стран такой экспорт  запрещен законом или облагается пошлинами, в 3-5 раз более высокими, чем в России. В результате отечественная промышленность сталкивается с дефицитом ценной древесины, т.к. именно она в первую очередь уходит за рубеж. Нам остается низкосортная древесина, для переработки которой нет соответствующих мощностей. Для решения данной проблемы требуется системный подход в разработке требований и условий для данных товарных потоков, т.к. законодательное обеспечение структурных сдвигов в лесном экспорте может вызвать мощный протест заинтересованных структур, особенно учитывая доходность таких проектов для собственников и участников. Обнадеживает в данной ситуации то, что правительство обратило особое внимание на необходимость обеспечения тесной связи приоритетных задач и планов  лесного хозяйства и лесной промышленности. Таковы наиболее приоритетные направления работы Рослесхоза на ближайшую перспективу.

Кроме этого, имеется важная текущая задача по регламентам проведения лесных конкурсов. Согласно материалам проверок Рослесхоза, допускаются субъективные оценки заявок участников, отсутствие взвешенного подхода к оценке конкурсных предложений, в некоторых регионах отсутствует прозрачность проведения лесных конкурсов, нецелевое и принципиально неверное распределение и использование залоговых сумм. Пример - Иркутская и Ленинградская области. Однако данные выводы должны быть учтены даже руководством успешных регионов в профилактических целях. Для разрешения противоречий Рослесхозом предлагается уточнение процедуры выбора участников конкурсов и совершенствование конкурсных правил, основным содержанием которых являются четкие критерии, при наличии которых заявители не допускаются к конкурсу: наличие текущих налоговых задолженностей и задолженностей по выплатам за нарушения лесного законодательства, установленные судом факты нарушений лесного законодательства и др.  Процедура выбора победителей конкурсов уточнена таким образом, чтобы исключить субъективные оценки конкурсных предложений и данных о претендентах. Рослесхоз предлагает организаторам конкурсов список важнейших критериев: объем предлагаемых заявителем инвестиций в развитие перерабатывающих мощностей, наличие производственных мощностей по переработке древесины, осуществление добровольной лесной сертификации, объемы допущенных заявителем нарушений лесного законодательства за последние 3 года, объем принимаемых обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов, созданию новых рабочих мест. Для каждого из критериев рекомендуется устанавливать балльную шкалу. Участники конкурса получают наибольшее число баллов при соответствии наиболее приоритетным критериям, в итоге баллы суммируются. Так, для оценки размеров инвестиций число баллов дифференцируется пропорционально размерам предлагаемых участником конкурса инвестиций по одним и тем же лотам. Баллы за допущенные нарушения лесного законодательства вычитаются из общей суммы исходя из размеров начисленных неустоек и т.п. Победителем конкурса объявляется участник, набравший наибольшую сумму баллов. По словам главы Рослесхоза В. Рощупкина, «…рекомендации направлены на повышение прозрачности и эффективности проведения лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда для заготовки древесины. Они отвечают приоритетным направлениям развития лесной отрасли: увеличению объемов переработки древесины на территории России  и совершенствованию порядка распределения лесных ресурсов».

К задаче, связывающей воедино текущее и перспективное планирование в отрасли, следует отнести участие РФ в конференции по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА-ФЛЕГ). Представители 43 стран-участниц процесса подчеркнули необходимость срочных совместных действий по борьбе с незаконными рубками, торговлей нелегальной древесиной и коррупцией в лесном секторе. Они продекларировали намерение «мобилизовать политическую волю на самом высоком уровне», чтобы актуализировать лесное законодательство, усилить межведомственное сотрудничество, сформулировать конкретные действия по устранению причин нелегального оборота древесины, внедрять антикоррупционные механизмы, укреплять партнерство между частным сектором и гражданским обществом, развивать международное сотрудничество в лесном секторе. Процессы ФЛЕГ (FLEGT – Forest law enforcement, governance and trade) – это межправительственные программы, которые реализуются по инициативе заинтересованных стран в целях укрепления системы управления в лесном секторе и направлены на достижение и выполнение договоренностей между правительствами стран-производителей, стран-потребителей и стран-доноров об усилении совместной борьбы с незаконной лесозаготовкой, торговлей лесной продукцией незаконного происхождения и коррупцией в лесном секторе. Для РФ участие в данных процессах важно не только с позиции крупнейшей лесной державы мира, но и учитывая экологическое значение лесов указанного региона как компонента региональной и глобальной систем жизнеобеспечения. Таковы наиболее приоритетные направления работы Рослесхоза на ближайшую перспективу.

Нами также произведена оценка работы Брянского Агенства по лесному хозяйству, выявлены существующие тенденции, итоги финансового 2005г., рассчитан возможный рост лесного дохода в рамках предлагаемых мероприятий и их конкретной реализации лесхозами области.

Сайт управляется системой uCoz