СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

 

Мерзлов И.Ю., Камалов А.И. (ПГУ, г.Пермь, РФ)

 

Competitiveness’ growth of transactor units is one of the most actual economic problems today.  And regional politics is one of the key elements capable to raise the effectiveness of interacting of transactor units and external environment.

 

Экономический потенциал региона, во многом, определяется не только наличием ресурсной и производственной базы, но и эффективностью проводимой региональной политики.

Основными составляющими элементами региональной политики являются принципы, цели, задачи и приоритеты. Регион призван формировать цели и принципы проводимой политики. Целями, как правило, являются повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на территории региона, привлечение новых инвесторов, создание новых производств, особенно, фокусируется внимание на развитии инновационных технологий. Совокупность указанных целей может быть объединена в экономическую миссию региона – его пространственное развитие.

Одновременно регион должен разрабатывать принципы, на основе которых будет происходить практическая реализация миссии. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы региона, глубины экономических и политических взаимодействий, происходящих на уровнях “федерация-регион” и “регион-регион”.

Основными задачами региональной экономической политики являются следующие: выделение её приоритетов, разработка механизмов их реализации, стимулирование развития инфраструктурных проектов, принятие мер по развитию финансовой системы, обеспечивающей эффективное перераспределение денежных потоков, развитие венчурных и страховых механизмов.

Приоритеты дальнейшего развития региона должны определяться на основе многофакторного анализа географико-экономического состояния. В тоже время является необходимым чёткое описание базовых элементов региональной экономической политики в отношении следующих типов субъектов: крупный бизнес (критерии отнесения целесообразно устанавливать индивидуально, с учётом специфики и уровня развития конкретных регионов), средние и малые предприятия, финансовые и кредитные учреждения, предприятия агропромышленного комплекса. Для каждого из рассмотренных типов субъектов региональная политика должна предусматривать определенную систему управляющих воздействий, вместе с тем все предпринимаемые меры должны стимулировать рост внутреннего регионального продукта и инновационную деятельность.

Необходимо понимать, что хозяйствующие субъекты, являясь неотъемлемой частью экономики, в процессе своего функционирования постоянно находятся во взаимодействии с внешней средой. Как уже отмечалось, одними из системообразующих элементов последней, безусловно, является регион (как совокупность экономико-географических и политических элементов, таких как особенности нормативной базы территории, бюджетного процесса, профилирующих отраслей и ряда других факторов).

В тоже время для большинства хозяйствующих субъектов продолжает оставаться актуальным решение следующих острых проблем:

·     увеличивающийся износ основных фондов,

·     недостаточность инвестиционного потенциала, необходимого для эффективного и своевременного перевооружения производственных мощностей,

·     отсутствие действенных механизмов снижения себестоимости выпускаемой продукции (ресурсосберегающие технологии),

·     применение недостаточно отработанных механизмов обеспечения качества продукции.

Такое положение дел приводит к обострению противоречий между необходимостью сохранения и развития производства и сферы услуг в регионах, как в объёмных, так и качественных показателях выпускаемой продукции, усилением конкуренции импортных производителей, с одной стороны, и недостаточно эффективным управлением производством конкурентоспособной продукции, с другой.

Указанные негативные тенденции в развитии экономики региона и необходимость их преодоления актуализирует потребность повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях.

Во многом, именно построение правильных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие с элементами внешней среды, могут оказывать превалирующее влияние на перспективы развития хозяйствующих субъектов и повышение их конкурентоспособности.

Одним из критериев, обеспечивающих эффективность функционирования хозяйствующего субъекта на рынке, является проводимая им финансовая и инвестиционная политика. По нашему мнению, в условиях отсутствия возможности использования внутренних источников финансирования и необходимости привлечения заёмных, последние, даже те, которые являются эффективными (т.е. подтверждены расчетами), зачастую не могут быть реализованы на практике в силу следующих причин:

1) отсутствие у большинства хозяйствующих субъектов необходимого обеспечения возврата заемных средств;

2) несоответствие финансового состояния требованиям, предъявляемым институциональными инвесторами.

Вследствие этого необходимо, чтобы действовали определенные государственные и региональные регуляторы - формы и методы законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Только сочетанием административных и рыночных механизмов, на наш взгляд, можно обеспечить необходимый уровень развития региональной экономики. Причем административные методы, по нашему мнению, должны выражаться в законодательной проработке механизмов, обеспечивающих возможность “тиражирования” возможных форм финансирования предприятий (напр., возможность предоставления гарантий субъектами федерации за заказчиков перед инвесторами, решение вопросов о приеме векселей в счет оплаты региональных долей налогов, компенсирование определенной части коммерческой ставки заемщику из средств бюджетов).

Важным элементом в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов и региона является принятие и исполнение бюджета. При этом необходимо отметить, что косвенные государственные рычаги поддержки должны быть преобладающими над прямыми (административными). Большое значение имеет координация деятельности в этой сфере.

Определяющую роль во взаимодействии  предприятий и региона должна играть государственная поддержка инвестиционной деятельности на региональном уровне, в которую следует включать следующие элементы:

·     обоснование стратегических и тактических целей инвестирования;

·     формирование мер по привлечению и аккумулированию на территории региона финансовых ресурсов, достаточных для реализации соответствующих инвестиционных проектов;

·     обеспечение согласованности принятых региональных мер с федеральными программами;

·     создание системы координации и контроля за ходом реализации принятых мер, направленных на развитие экономики региона.

Наиболее важными задачами поддержки развития хозяйствующих субъектов на региональном уровне являются следующие:

·     создание привлекательных условий для осуществления инвестиций в конкретном регионе;

·     выявление и характеристика инвестиционного потенциала конкретного региона;

·     выявление конкретных хозяйствующих субъектов, способных в планируемом периоде обеспечить эффективную реализацию инвестиционного процесса.

Выполнение первого условия должно обеспечиваться органами представительной и исполнительной власти субъектов федерации в виде налоговых льгот, отводов участков земли под строящиеся объекты на льготных условиях, создание с использованием собственных финансовых ресурсов соответствующей инфраструктуры (дороги, газоснабжение, электрификация, телефонизация, тепло- и водоснабжение).

Не следует забывать, что региональные органы власти также заинтересованы в поступательном развитии экономики, которая, в свою очередь, обеспечивает доходную часть бюджета, создает новые рабочие места и обеспечивает получение доходов гражданами.

Так, совместно проводимая политика властей региона и хозяйствующих субъектов, должна быть направлена на реализацию ипотечных программ, программ поддержки агропромышленного комплекса, развитие малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

·     анализ воздействия денежно-кредитной политики и конкретной политики обслуживающего банка на финансовую стратегию хозяйствующего субъекта;

·     оценка рисков в банковской системе через конкретных заемщиков или крупных акционеров;

·     выводы о влиянии экономической стратегии хозяйствующих субъектов на их взаимодействие с друг с другом и с регионом.

В настоящее время рынок банковских услуг - один из наиболее действенных механизмов стимулирования экономического роста.

Практика подтверждает эффективность реализации схем субсидирования части процентной ставки банковских кредитов за счет средств региональных бюджетов или соответствующих фондов (например, фонда развития малого предпринимательства, фонда развития агропромышленного комплекса).

Другое направление финансовой поддержки хозяйствующих субъектов – финансирование на конкурсной основе наиболее экономически эффективных и социально-значимых проектов. Безусловно, на условиях софинансирования со стороны исполнителя.

Практика показывает, что для экономики не так страшны высокие проценты, которые предлагаются институциональными инвесторами. Гораздо важнее - оперативность предоставления кредита и простота механизма его гарантийного обеспечения.

В тоже время необходимо понимать, что отдельные типы хозяйствующих субъектов требуют специальных технологий, учитывающих их особенности. Так, для предприятий малого бизнеса является востребованным экспресс-микрокредитование. Для предприятий агропромышленного комплекса – компенсация части процентной ставки по полученным инвестиционным кредитам.

Основные положения региональной политики как механизма повышения конкурентоспособности должны отражаться в соответствующей целевой программе, которая должна приниматься на срок 3-5 лет. При этом должен быть предусмотрен ежегодный контроль уровня и качества реализации программы. Кроме того, необходимо, чтобы указанную программу можно было корректировать с учётом имеющихся результатов и изменяющейся макроэкономической ситуации. Эффективность создания  реализации такой программы может быть достигнута за счет создания соответствующих рабочих групп (консультационного совета), в состав которого должны входить представители как всех типов хозяйствующих субъектов, так и региональных органов исполнительной власти.

Таким образом, региональная политика социально-экономического развития региона должна представлять собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития региона и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество управления.

Сайт управляется системой uCoz