СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
Катанаев С.Ю., Катанаева М.А., Бубко Е.В. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)
The main approaches to the concept of business social responsibility are studied in the article.
Неблагополучная обстановка в России в области состояния окружающей среды и охраны труда заставляет представителей властных структур, науки, бизнеса и профсоюзов искать действенные пути выхода из этого положения и механизмы решения проблемы. Это, прежде всего, создание среды обитания, благоприятной для человека, обеспечение безопасности пищевых продуктов, воды и атмосферного воздуха, переоснащение рабочих мест, пропаганда здорового образа жизни. Тем более, что столетнюю мировую дискуссию о социальной ответственности бизнеса Россия фактически проигнорировала и только в последние годы начала наверстывать упущенное. Сегодня этот вопрос стал актуальным и в связи с тем, что приоритеты в социальной ответственности бизнеса поставлены президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Во времена существования СССР данная проблема в нашей стране отсутствовала, поскольку бизнес был, по сути, неотделим от государства, а государство – от граждан и именно государство выполняло основополагающую функцию социальной ответственности, что было обозначено и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве. В ходе приватизации эта система была сломана. Это привело к тому, что ответственность работодателя за свои действия не только по обеспечению социального благополучия своих работников, но и простому соблюдению обозначенных законом минимальных социальных гарантий фактически не исполнялись. Государство со своей стороны в переходный период не могло требовать жёсткого исполнения социального и трудового законодательства. Ситуация, когда в стране наблюдалась полная анархия в трудовых отношениях между работниками и работодателями, массовые сокращения штатов и постоянный рост теневого сектора экономики, никак не могла способствовать устойчивому развитию ответственности бизнеса за общественное благополучие в стране.
Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в стране стимулировала ориентацию компаний на устойчивое развитие на основе средне и долгосрочных стратегий деятельности, включающих социальную результативность в качестве одной из необходимых составляющих. В последние годы получает распространение практика участия хозяйствующих субъектов в решении актуальных социальных проблем на федеральном и региональном уровнях, что является одним из важнейших ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятие ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса. Все большее число компаний демонстрируют понимание того, что социальными расходами и социальными инвестициями необходимо эффективно управлять, что социальные программы должны быть увязаны с целями и задачами развития бизнеса компании. Е. Гонтмахер, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей считает, что предприниматели сегодня заинтересованы не только в росте доходов, но и в том, чтобы в стране не было социальной напряженности. Социальная ответственность в последнее время стала неотъемлемой частью корпоративной культуры крупных предприятий. «Общество уже созрело, чтобы всерьез поставить вопрос о социальной ответственности бизнеса. Это отвечает долговременным интересам и самого бизнеса, который должен, в конце концов, осознать, что он как класс собственников несет не меньшую, чем власть, ответственность за судьбу страны, за социальное самочувствие ее населения», - отметил в своем выступлении председатель Комитета по охране здоровья и спорту Государственной Думы Н.Герасименко.
О том, что вопросы, связанные с социальной ответственностью, важны и актуальны, говорит и тот факт, что Международная организация по стандартизации уже начала работу над стандартом ISO 26 000 «Социальная ответственность», закончить ее планируется к концу 2008 года.
Так что же понимается под социальной ответственностью?
Исторически идея концепции социальной ответственности бизнеса выросла из профсоюзного движения, активно развернувшегося в Европе и США еще в XIX веке. Одним из основоположников данной идеологии был английский промышленник Р. Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих. Предложенные им идеи и проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед трудящимися сыграли положительную роль, как в осознании рабочими своих прав, так и в осознании необходимости государственного и международного регулирования социально-трудовых отношений. Были выдвинуты три довода в пользу принятия международных трудовых норм. Первый довод (гуманитарный) - облегчить тяжёлую долю трудящихся масс. Второй (политический) - укрепление социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения. Третий (экономический) – международное регулирование труда поможет странам с защищающим трудящихся законодательством избежать потерь, которые влечёт подобная социальная политика для их внешней торговли. Такое регулирование позволило бы уравнять международную конкурентоспособность всех государств. Эти аргументы были приведены в Преамбуле принятого в 1919 г. устава Международной Организации Труда, где было сказано, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, и, позднее, были уточнены в Филадельфийской декларации 1944 г.
К следующему историческому этапу осмысления социальной ответственности бизнеса можно отнести зарождение доктрины капиталистической благотворительности. Согласно этой концепции, прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества.
В начале XX века в большинстве отраслей сформировались крупные монополисты, диктовавшие цены почти на все социально значимые товары и услуги. Ситуацию изменили антитрестовые законы, активное продвижение бизнеса в политику, первая мировая война и сопровождавшие ее экономические кризисы. Во всех развитых странах в это время произошло существенное усиление госрегулирования экономики. Для США поворотным моментом в отношениях бизнеса и общества стала Великая депрессия 30-х. Пришедший в 1932 году к власти президент Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции». Они предполагали правительственный контроль за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участвовать в заключении коллективных договоров. Аналогичные шаги по защите прав работников накануне и после второй мировой войны предприняли и многие европейские страны. Таким образом, социальная ответственность корпораций перед собственным персоналом была в 50-70-е годы практически везде введена и закреплена государством.
Сегодня корпоративной социальной ответственностью (corporate social responsibility, CSR) называется добровольное решение организаций участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Это понятие сформировалось из сути самой организации и роли бизнеса, как их видят в среде научного сообщества. Организация, с одной стороны, рассматривается как экономическая целостность, а роль бизнеса состоит в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии соблюдения установленных правил игры и участия в открытой конкурентной борьбе. С другой стороны, организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства массовой информации, группы общественного давления, союзы или объединения, местные общины, а также персонал и акционеры. Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения закона и должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное развитие общества. Поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с социальными интересами и ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя.
В настоящее время существуют различные определения социальной ответственности (таблица 1).
Таблица 1- Определения социальной ответственности
Европейская комиссия (Европа, США, Япония) |
«Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». |
«Бизнес за социальную ответственность», США |
«Корпоративная социальная ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям, или даже превосходит их» |
«Всемирный деловой совет за всемерное развитие», Швейцария |
«Социально ответственный бизнес берёт на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счёт улучшения качества жизни как собственных сотрудников и их семей, так и всего местного населения и общества в целом». |
«Корпоративная социальная ответственность», телетайп новостей, США
|
«Корпоративная ответственность бизнеса есть общественное движение граждан, требующих от компаний принятия на себя полной ответственности за то, как их деятельность влияет на окружающий мир. Потребители, инвесторы и сотрудники компаний начинают осознавать всю мощь современных корпораций и предпринимают попытки использовать эту силу для того, чтобы планета стала лучшим местом для всех и каждого». |
Компания «Прайсуотерсхаус-Куперс» (Pricewaterhouse-Coopers)
|
«Корпоративная социальная ответственность по своей сути связана с концепцией устойчивого развития; компаниям необходимо интегрировать экономические, социальные и экологические параметры в свою деятельность; корпоративная социальная ответственность не является произвольным дополнением к основной деятельности компании; она представляет собой метод, используемый в управлении компаниями». |
Ассоциация российских менеджеров, Россия.
|
«Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законодательного минимума». |
Фонд «Институт экономики города», Россия.
|
«Социальная ответственность бизнеса определяется нами как широкое понятие, включающее комплексную ответственность делового партнёра, работодателя, гражданина и участника социальных отношений». |
Данные определения подчёркивают добровольность в деятельности компании и превосходство установленных законодательством нормативов, а также формируют составляющие социально ответственной компании, которыми являются:
· Ответственный деловой партнёр – компания соблюдает правовые и этические нормы ведения бизнеса, строя свои отношения с партнёрами на принципах соблюдения профессиональных стандартов деятельности и финансовой ответственности.
· Ответственный работодатель - компания действует в соответствии с нормами трудового права (или превосходит их), заботится об условиях труда и социальном благополучии своих работников.
· Ответственный гражданин - компания платит установленные налоги и ведёт свою деятельность в соответствии с нормами установленного законодательства.
· Участник социальных отношений - компания занимается благотворительностью в отношении социально уязвимых групп населения.
Кроме этого, социальную ответственность разделяют на две большие группы: внутреннюю и внешнюю.
К внутренней социальной ответственности относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии, а именно: безопасность труда; стабильную выплату заработной платы; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы, подготовку и повышение квалификации; помощь в критических ситуациях.
К внешней социальной ответственности бизнеса относят: спонсорство и корпоративную благотворительность; экологию, которая включает в себя всё то, что превосходит установленные в государстве экологические стандарты; взаимодействие с местным сообществом; готовность компании участвовать в кризисных ситуациях; выпуск качественной продукции.
В настоящее время в ряде стран мира всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, обеспечивающие социальную ответственность организаций, называемых социальной отчётностью. В России, на сегодняшний день, только двенадцать компаний включились в эту инициативу, из них всего два соцотчета в лесопромышленном комплексе - это ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" и ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз". И это несмотря на то, что предприятия данной отрасли постоянно находятся под давлением экологов, чиновников и местных общественников.
Всё вышесказанное говорит о том, что внедрение современных принципов корпоративного управления с учетом социальной результативности становится важной практической задачей, в том числе для предприятий лесопромышленного комплекса. Есть также все основания ожидать, что реальная практическая деятельность предпринимательских структур, построенная на принципах социально ответственного ведения бизнеса, будет расширяться.