СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

 

Катанаев С.Ю., Катанаева М.А., Бубко Е.В. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

The main approaches to the concept of business social responsibility are studied in the article.

 

Неблагополучная обстановка в России в области состояния окружающей среды и охраны труда заставляет представителей властных структур, науки, бизнеса и профсоюзов искать действенные пути выхода из этого положения и механизмы решения проблемы. Это, прежде всего, создание среды обитания, благоприятной для человека, обеспечение безопасности пищевых продуктов, воды и атмосферного воздуха, переоснащение рабочих мест, пропаганда здорового образа жизни. Тем более, что столетнюю мировую дискуссию о социальной ответственности бизнеса Россия фактически проигнорировала и только в последние годы начала наверстывать упущенное. Сегодня этот вопрос стал актуальным и в связи с тем, что приоритеты в социальной ответственности бизнеса поставлены президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Во времена существования СССР данная проблема в нашей стране отсутствовала, поскольку бизнес был, по сути, неотделим от государства, а государство – от граждан и именно государство выполняло основополагающую функцию социальной ответственности, что было обозначено и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве. В ходе приватизации эта система была сломана. Это привело к тому, что ответственность работодателя за свои действия не только по обеспечению социального благополучия своих работников, но и простому соблюдению обозначенных законом минимальных социальных гарантий фактически не исполнялись. Государство со своей стороны в переходный период не могло требовать жёсткого исполнения социального и трудового законодательства. Ситуация, когда в стране наблюдалась полная анархия в трудовых отношениях между работниками и работодателями, массовые сокращения штатов и постоянный рост теневого сектора экономики, никак не могла способствовать устойчивому развитию ответственности бизнеса за общественное благополучие в стране.

Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в стране стимулировала ориентацию компаний на устойчивое развитие на основе средне и долгосрочных стратегий деятельности, включающих социальную результативность в качестве одной из необходимых составляющих. В последние годы получает распространение практика участия хозяйствующих субъектов в решении актуальных социальных проблем на федеральном и региональном уровнях, что является одним из важнейших ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятие ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса. Все большее число компаний демонстрируют понимание того, что социальными расходами и социальными инвестициями необходимо эффективно управлять, что социальные программы должны быть увязаны с целями и задачами развития бизнеса компании. Е. Гонтмахер, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей считает, что предприниматели сегодня заинтересованы не только в росте доходов, но и в том, чтобы в стране не было социальной напряженности. Социальная ответственность в последнее время стала неотъемлемой частью корпоративной культуры крупных предприятий. «Общество уже созрело, чтобы всерьез поставить вопрос о социальной ответственности бизнеса. Это отвечает долговременным интересам и самого бизнеса, который должен, в конце концов, осознать, что он как класс собственников несет не меньшую, чем власть, ответственность за судьбу страны, за социальное самочувствие ее населения», - отметил в своем выступлении председатель Комитета по охране здоровья и спорту Государственной Думы Н.Герасименко.

О том, что вопросы, связанные с социальной ответственностью, важны и актуальны, говорит и тот факт, что Международная организация по стандартизации уже начала работу над стандартом ISO 26 000 «Социальная ответственность», закончить ее планируется к концу 2008 года.

Так что же понимается под социальной ответственностью?

Исторически идея концепции социальной ответственности бизнеса выросла из профсоюзного движения, активно развернувшегося в Европе и США еще в XIX веке. Одним из основоположников данной идеологии был английский промышленник Р. Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих. Предложенные им идеи и проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед трудящимися сыграли положительную роль, как в осознании рабочими своих прав, так и в осознании необходимости государственного и международного регулирования социально-трудовых отношений. Были выдвинуты три довода в пользу принятия международных трудовых норм. Первый довод (гуманитарный) - облегчить тяжёлую долю трудящихся масс. Второй (политический) - укрепление социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения. Третий (экономический) – международное регулирование труда поможет странам с защищающим трудящихся законодательством избежать потерь, которые влечёт подобная социальная политика для их внешней торговли. Такое регулирование позволило бы уравнять международную конкурентоспособность всех государств. Эти аргументы были приведены в Преамбуле принятого в 1919 г. устава Международной Организации Труда, где было сказано, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, и, позднее, были уточнены в Филадельфийской декларации 1944 г.

К следующему историческому этапу осмысления социальной ответственности бизнеса можно отнести зарождение доктрины капиталистической благотворительности. Согласно этой концепции, прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества.

В начале XX века в большинстве отраслей сформировались крупные монополисты, диктовавшие цены почти на все социально значимые товары и услуги. Ситуацию изменили антитрестовые законы, активное продвижение бизнеса в политику, первая мировая война и сопровождавшие ее экономические кризисы. Во всех развитых странах в это время произошло существенное усиление госрегулирования экономики. Для США поворотным моментом в отношениях бизнеса и общества стала Великая депрессия 30-х. Пришедший в 1932 году к власти президент Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции». Они предполагали правительственный контроль за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участвовать в заключении коллективных договоров. Аналогичные шаги по защите прав работников накануне и после второй мировой войны предприняли и многие европейские страны. Таким образом, социальная ответственность корпораций перед собственным персоналом была в 50-70-е годы практически везде введена и закреплена государством.

Сегодня корпоративной социальной ответственностью (corporate social responsibility, CSR) называется добровольное решение организаций участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Это понятие сформировалось из сути самой организации и роли бизнеса, как их видят в среде научного сообщества. Организация, с одной стороны, рассматривается как экономическая целостность, а роль бизнеса состоит в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии соблюдения установленных правил игры и участия в открытой конкурентной борьбе. С другой стороны, организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства массовой информации, группы общественного давления, союзы или объединения, местные общины, а также персонал и акционеры. Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения закона и должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное развитие общества. Поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с социальными интересами и ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя.

В настоящее время существуют различные определения социальной ответственности (таблица 1).

 

Таблица 1- Определения социальной ответственности

Европейская комиссия (Европа, США, Япония)

«Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».

«Бизнес за социальную ответственность», США

«Корпоративная социальная ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям, или даже превосходит их»

«Всемирный деловой совет за всемерное развитие», Швейцария

«Социально ответственный бизнес берёт на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счёт улучшения качества жизни как собственных сотрудников и их семей, так и всего местного населения и общества в целом».

«Корпоративная социальная ответственность», телетайп новостей, США

 

«Корпоративная ответственность бизнеса есть общественное движение граждан, требующих от компаний принятия на себя полной ответственности за то, как их деятельность влияет на окружающий мир. Потребители, инвесторы и сотрудники компаний начинают осознавать всю мощь современных корпораций и предпринимают попытки использовать эту силу для того, чтобы планета стала лучшим местом для всех и каждого».

Компания «Прайсуотерсхаус-Куперс» (Pricewaterhouse-Coopers)

 

«Корпоративная социальная ответственность по своей сути связана с концепцией устойчивого развития; компаниям необходимо интегрировать экономические, социальные и экологические параметры в свою деятельность; корпоративная социальная ответственность не является произвольным дополнением к основной деятельности компании; она представляет собой метод, используемый в управлении компаниями».

Ассоциация российских менеджеров, Россия.

 

«Социальная ответственность бизнеса  — это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законодательного минимума».

Фонд «Институт экономики города», Россия.

 

«Социальная ответственность бизнеса определяется нами как широкое понятие, включающее комплексную ответственность делового партнёра, работодателя, гражданина и участника социальных отношений».

 

Данные определения подчёркивают добровольность в деятельности компании  и  превосходство   установленных   законодательством   нормативов, а также формируют составляющие социально ответственной компании, которыми являются:

·        Ответственный деловой партнёр – компания соблюдает правовые и этические нормы ведения бизнеса, строя свои отношения с партнёрами на принципах соблюдения профессиональных стандартов деятельности и финансовой ответственности.

·        Ответственный работодатель - компания действует в соответствии с нормами трудового права (или превосходит их), заботится об условиях труда и социальном благополучии своих работников.

·        Ответственный гражданин - компания платит установленные налоги и ведёт свою деятельность в соответствии с нормами установленного законодательства.

·        Участник социальных отношений - компания занимается благотворительностью в отношении социально уязвимых групп населения.

Кроме этого, социальную ответственность разделяют на две большие группы: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней социальной ответственности относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии, а именно: безопасность труда; стабильную выплату заработной платы; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы, подготовку и повышение квалификации;  помощь в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса относят: спонсорство и корпоративную благотворительность; экологию, которая включает в себя всё то, что превосходит установленные в государстве экологические стандарты; взаимодействие с местным сообществом; готовность компании участвовать в кризисных ситуациях; выпуск качественной продукции.

В настоящее время в ряде стран мира всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, обеспечивающие социальную ответственность организаций, называемых социальной отчётностью. В России, на сегодняшний день, только двенадцать компаний включились в эту инициативу, из них всего два соцотчета в лесопромышленном комплексе - это ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" и ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз". И это несмотря на то, что предприятия данной отрасли постоянно находятся под давлением экологов, чиновников и местных общественников.

Всё вышесказанное говорит о том, что внедрение современных принципов корпоративного управления с учетом социальной результативности становится важной практической задачей, в том числе для предприятий лесопромышленного комплекса. Есть также все основания ожидать, что реальная практическая деятельность предпринимательских структур, построенная на принципах социально ответственного ведения бизнеса, будет расширяться.

Сайт управляется системой uCoz