УПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Жиленкова Е.П. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The article rises the questions of uninterrupted professional training of personnel of industrial enterprises.  The methodical principles of elaboration of the professional educational programs are determined. The outline of organization of the system of the uninterrupted corporative  professional training is given.

 

В последние несколько лет по мере развития рынка и ужесточения конкурентной борьбы российские фирмы стали менять свое отношение к профессиональному обучению своих сотрудников: оно становится более масштабным, квалифицированным, системным, непрерывным и ориентированным на долгосрочные цели.

Развитие персонала, рассматриваемое как совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации работников предприятия, должно идти по следующим направлениям:

- обучение в форме общего и профессионального образования;

- подготовка и переподготовка рабочих, специалистов и руководителей;

- повышение квалификации;

- переквалификация работников промышленных предприятий, освоение  новых специальностей.

Реализация этих направлений повышения квалификации персонала возможно при условии:

-       поддержки способных к обучению работников;

-       распространения знаний и передового опыта;

-       обучения молодых квалифицированных сотрудников;

-       осознания управленческим персоналом важности развития сотрудников;

-       снижения текучести кадров.

Под непрерывным профессиональным обучением работников промышленных предприятий понимается целенаправленный, связанный со стратегией предприятия в целом и осуществляемый в течение всей трудовой деятельности, процесс непрерывного повышения квалификации персонала на основе имеющегося у них профессионального образования в интересах работника, предприятия и общества в целом.

Кроме непосредственного влияния на финансовые результаты деятельности предприятия, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию  сотрудников  и  их  преданность  организации, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне нее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Таким образом, создание эффективно действующей системы управления развитием персонала позволяет добиться социальной эффективности в работе промышленного предприятия.

Важным условием эффективности работы системы непрерывного внутрифирменного профессионального образования является обязательность участия в ней всего без исключения контингента работников промышленных предприятий.

Основными принципами разработки внутрифирменных программ профессионального образования и повышения квалификации кадров должны быть следующие:

-       принцип целевого назначения, предполагающий создание единой системы учебных планов для компаний, организаций и предприятий, в целом; ориентацию включаемых в программу мероприятий по повышению квалификации кадров на реализацию миссии организации, на конечные результаты деятельности;

-       принцип опережения, означающий, что разработанные в программах повышения квалификации меры должны обеспечивать опережение уровня профессионально-квалификационной подготовки персонала относительно сроков реализации программ экономического, социального и технического развития предприятия;

-       принцип взаимоувязанности, предполагающий необходимость разработки внутрифирменных программ профессионального образования и повышения квалификации кадров в тесной взаимосвязи с другими аспектами работы с персоналом (оценка, подбор, стимулирование и т.п.), а также с программами технического, технологического, экономического и социального развития;

-       принцип заинтересованности, означающий активное вовлечение управленческого персонала разных уровней в процесс обучения их подчиненных, а также материальную и моральную заинтересованность всех субъектов внутрифирменной системы профессионального образования;

-       принцип вариантности, конкретности и адресности, предполагающий использование различных форм и методов обучения (семинары, тренинги, круглые столы, обучение на рабочем месте и т.п.), исходя из категории персонала, поставленных задач и тематики программ обучения и повышения квалификации кадров;

-       принцип ресурсного обеспечения, означающий создание финансовых, материально-технических, кадровых, социально-психологических предпосылок в целях обеспечения реализации мер внутрифирменных программ обучения и повышения квалификации кадров в необходимых объемах и в намеченные сроки.

Схема организации системы непрерывного внутрифирменного профессионального обучения работников промышленного предприятия отражена на рис/1.

Непрерывность профессионального обучения обеспечивается путем рационального сочетания профессиональной подготовки, переподготовки, обучения вторым (смежным) профессиям и повышения квалификации.

Непрерывное   профессиональное   обучение   персонала  промышленного предприятия должно реализовываться в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей самих работников, а также потребностей промышленного предприятия.

 

 

 

 

 

Рисунок 1

Сайт управляется системой uCoz