СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛОКАЛЬНОСТЬ РЫНКА ТРУДА

 

Явичев С.В. (ФГСЗ по Брянской области, г. Брянск, РФ)

 

Prognosis of study and work are the main idea in modern society. Unemployment and regulation of amusing from the state is an necessary balance in market’s economy.

 

Прогнозирование и планирование занятости носит не только экономический, но и социальный характер.

Социологический аспект анализа занятости в российских условиях связывается с прогнозными заказами. Определяющей проблемой в поиске  источников интенсификации рынка занятости является выявление ограничений занятости[1]. Важнейшее из которых – негативное действие демографического фактора: после 2006 года численность населения в трудоспособном возрасте начнет сокращаться. Отдельные проявления этого процесса по квалифицированным специалистам ряда специальностей проявляются в современной экономике России как дефицит одного из двух основных факторов производства (рабочей силы). Это вызвано структурным дисбалансом отраслей в экономике нашей страны. Подтверждением тому служит банк вакансий (свободных рабочих мест) Федеральной государственной службы занятости населения по Брянской области, имеющий положительную динамику. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию) на конец 2005 года составил 2,9 чел. (3,5 – по состоянию на конец 2004 года) [2]. Существующее несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, а также по – прежнему низкий уровень оплаты труда на значительную часть заявленных в учреждения службы занятости вакансий не позволяет в минимально короткие сроки обеспечить их замещение. В структуре вакансий доминирует спрос на рабочие профессии – 81,1%: электриков, трактористов, токарей, столяров, плотников, продавцов, каменщиков, водителей. Повышенным спросом у работодателей пользуются рабочие, выполняющие комплекс взаимосвязанных работ: электрогазосварщики, слесари – сантехники, слесари – ремонтники. Среди профессий служащих преобладал спрос на специалистов высокой квалификации, имеющих опыт работы: врачей, ветеринарных врачей, программистов, инженеров различного профиля, бухгалтеров, педагогов. Пользуются спросом

страховые агенты, менеджеры, медицинские сестры. Всего за 2005 год в распоряжении службы занятости имелось 67029 вакансий – незанятых. Параллельно с этим 48, 0 тыс. человек трудоустроены на заявленные работодателями  и выявленные работниками центров занятости вакансии; 51, 5 тыс. граждан нашли работу (доходное занятие), в их числе 40,9 тыс. незанятых.  Таким образом, опыт деятельности службы занятости результатирует следующее: 9,9% экономически активного незанятого населения (общее количество экономически активного контингента – 660 тыс. чел.)  трудоустроено с помощью служб занятости различного уровня. Государственная локальность рынка занятости органично вписывается в механизмы действия рыночной экономики. Вместе с тем программа содействия занятости населения Брянской области на 2004 – 2005 годы создает предпосылки для повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности. Однако вне поля зрения остаются проблемы влияния локализованного государственного рынка занятости на сокращение трудозатратных отраслей народного хозяйства, государственное регулирование рынка занятости не влияет на обеспечение занятости квалифицированными специалистами высокотехнологических производств, что приводит к узкой направленности развития государственной локальности рынка занятости.

Практическая тенденция этого процесса подтверждается региональными данными, в том числе данными УВД Брянской области по делам миграции. В 2003 году на предприятия области было привлечено на 7,6 процента мигрантов больше, чем за 2002 год.  В 2004 году привлекалось  на 5% больше предыдущего года. Иностранная рабочая сила в 2003 году привлекалась из 16 стран, 2004 – из 15. Сократилась миграция молодежи в возрасте от 18 до 29 лет, и рост  процент людей старшего возраста от 30 – 49 лет – 14,5% против 4, 6% в 2003 году, подтверждает общемировую тенденцию привлечение рабочих – мигрантов “гастарбайтеров” для привлечения  на наиболее низко оплачиваемые и малоквалифицированные работы.  Однако незначительность этой тенденции на территории Брянской области  не оказывает существенного влияния на прогнозную работу в области занятости.

Наиболее интересный мировой опыт прогнозной работы  представлен германской моделью рынка труда и профессионального образования. В Германии важная роль государства происходит из стремления политических элит обеспечить внутреннюю социальную стабильность, включающую в себя рынок занятости.  Традиция берет начало от правления О. Бисмарка, в период, когда развитие экономики и государственного управления позволило аккумулировать необходимые ресурсы и распределить их по рыночным каналам. После завершения объединения Германии в 1871 году был отмечен быстрый экономический рост, ускоривший процессы индустриализации и урбанизации. Численность промышленных рабочих в 1867 – 1882 гг. возросла в три раза, с 2 млн. – до 6. Эти факторы способствовали росту управленческого аппарата и количества служащих.  Целью О. Бисмарка было – сохранение существующей элиты и политической системы. Для этого он предложил работающим политическую “взятку”, создав с помощью  “реформ сверху”  систему государственного социального управления, с тем, чтобы работающие зависели от государства и ценили его за предоставляемые блага, были меньше привязаны к профсоюзам и независимы от усиливающегося социал – демократического движения. Решение вопросов профессиональной занятости восходит к традиции, при которой для проникновение в цеховую  корпорацию претендент обязан был длительное время выполнять функции  помощника мастера, т. е. проходил своеобразный курс овладения секретами профессионального мастерства. Современная модель профессиональной подготовки кадров – работа молодых людей в качестве подмастерьев  в различных малых предприятиях, общее число которых достигает в стране более млн. Очевидное преимущество этой системы для государства – минимизация уровня расходов на производственное обучение. При этом воспроизводство трудовых ресурсов носит естественный характер, позволяет обеспечить действие традиционно сложившегося механизма взаимосвязи предложения рабочих мест и “рабочих рук” относительно равномерное распределение занятости по всей стране. Таким образом, создаются условия для развития небольших населенных пунктов и провинций, уменьшается миграция трудоспособной молодежи в промышленные мегаполисы. Однако предполагаемая узкая специализация препятствует профессиональной и территориальной мобильности, потребности малых предприятий зависят от коньюктуры рынка, их руководители в периоды спадов производства не расположены к найму неквалифицированной молодежи[3]. Модель “трудового года” предполагает участи выпускника средней школы отработать один год в рамках социальных проектов за символическую плату с целью уточнения своих дальнейших планов профессионального образования. Профессиональные центры начального и среднего профессионального образования обучают разнообразным профессиям и  специальностям.  

Сопоставление методов профессионального регулирования на рынке труда занятости и профессиональной подготовки в Швеции и США показывает, что в первой превалирует выделение средств для защиты от безработицы, в то время как в США реализуются широкомасштабные PR – акции для формирования позитивного имиджа  рабочих, дефицит которых в США усиливается.

Российские условия и требования сбалансированного рынка подтверждают необходимость найти в существующих моделях собственную новую модель отношений, отражающих современный уровень развития российского социума.

Литература

1. Вербицкая Н.О., Матафонов М.Э., Федоров В.А. Прогнозирование потребности рынка труда в выпускниках системы профессионального образования: возможности геоинформационных систем // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Всероссийская  научно – практическая интернет – конференция. Петрозаводск.– 2005. Книга  III. – С. 67 – 73

2. Доклад Российского гуманитарного фонда (Проект № 04 – 02 – 00098) Демографические ограничения рынка труда: опыт количественной оценки.

3. Копачева Е. Инвестировать в людейвыгодно. Но не в России. // Экономика и жизнь. 1998. №20. – С. 28.

Сайт управляется системой uCoz