РАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Филатова О.И. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The problems of improving the system of repair and technical service the equipment which is the instrument of increasing the competition ability for production and the enterprise are worked in this article.

 

В современном мире резкий рост конкуренции на внутреннем и внешнем рынках обуславливает жизненную необходимость повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Одним из решений данной проблемы является обеспечение высокого уровня качества функционирования основного технологического оборудования путем создания рациональной системы ремонта и технического обслуживания (РиТО).

Очевидно, что организация процесса управления РиТО оборудования в значительной мере влияет на эффективность функционирования всей производственной системы. Из-за простоев оборудования из-за его неисправностей и простоев в ремонте, нарушается производственный процесс, а следовательно, ухудшаются и технико-экономические показатели деятельности предприятия.

В экономической литературе еще с середины 60-х г.г. ХХв. Вопросам органичного сочетания основного и ремонтного производств, снижению затрат на капитальный и текущий ремонт оборудования уделялось серьезное внимание. В рамках данного направления выявлено две основные проблемы: выбор рациональной формы управления ремонтами техническим обслуживанием оборудования и обоснование целесообразности капитальных ремонтов.

В современных условиях эти проблемы не только не потеряли актуальность, но и приобрели еще большое значение. К сожалению достижения НТП в основном производстве (насыщение предприятий дорогостоящим оборудованием, усложнение техники и технологии) не внесли существенных изменений в организацию РиТО оборудования на отечественных предприятиях.

Очевидно, что организация системы РиТО оборудования должна осуществляться согласно предварительно разработанному, технически и экономически обоснованному проекту. На первых этапах составления такого проекта организации РиТО необходимо решить следующие вопросы:

- определить форму организации РиТО;

- выбрать стратегии времени и вид обслуживания оборудования.

Существует три формы организации и управления РиТО: децентрализованная, централизованная и смешанная, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Характерной чертой децентрализованной формы организации РиТО является наличие цеховых ремонтных баз, на которые возложен весь объем цеховых ремонтных работ. Немаловажным преимуществом данной формы организации является то, что затраты на все виды ремонтов включаются в себестоимость продукции по месту их выполнения, что позволяет проводить анализ этих работ в аспекте материальных и трудовых затрат. Однако при децентрализованной форме организации РиТО работе ремонтных бригад придается второстепенной значение, что свидетельствует о неэффективном использовании кадров. К тому же, как показывает практика, цеховые ремонтные базы зачастую не оснащены комплектом современного оборудования и инструмента для обеспечения необходимого качества ремонта.

При централизованной структуре все виды ремонтов осуществляет централизованная ремонтная служба. Однако, ремонт электрических, теплотехнических и других частей оборудования выполняется соответствующими подразделениями предприятия, что зачастую приводит к простоям из-за несогласованности действий отдельных руководителей.

Смешанная форма представляет собой такую форму организации РиТО, при которой текущий ремонт и техническое обслуживание осуществляются цеховыми ремонтными базами, а капитальный – ремонтно-механическим цехом. Таким образом, ремонтные ресурсы предприятия рассосредоточены между ремонтно-механическим цехом и цеховыми ремонтными базами, что исключает возможность маневренного использования трудовых и материальных ресурсов. Еще одним существенным недостатком данной формы является трудности в организации управлением затратами ремонтного обслуживания в целом. Причиной является то, что затраты на ремонт, выполняемый ремонтными базами, включается в цеховую себестоимость, а расходы ремонтно-механического цеха оформляются в виде услуг.

Очевидно, что в современных условиях целесообразно создание централизованной структуры управления ремонтным обслуживанием, так как финансовая устойчивость и экономические показатели деятельности предприятия зависят от эффективности работы каждой его службы. Таким образом, на промышленных предприятиях необходимо создавать комплексную систему РиТО оборудования в рамках единого подразделения, подчиняющегося непосредственно главному инженеру.

Наличие единой службы РиТО позволит осуществлять своевременный технический сервис и качественный ремонт оборудования, тем самым сокращать деятельность производственного процесса и повышать его качество. Это, несомненно, повысит конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность самих предприятий.

Литература

1.       Аванесова С.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов, М.: Аспект-Пресс, 2005

2.       Быков В.В., Голубу И.Г. и др. Технический сервис. Системы технического обслуживания и ремонта лесозаготовительной техники. – М.: МГУЛ, 2003. -204с.

Сайт управляется системой uCoz