КАЧЕСТВО КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

Евенко В.В., Логвинов К.В. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

 

More Russian managers than ever before are focusing on quality as a way of restoring the country's competitive edge, increasing productivity, reducing costs, and meeting customer needs.  These managers are beginning to understand the importance of continuously improving the quality of their services and products.  But quality paid, and paid handsomely.

 

По мере развития реформ и направленности экономики на нужды потребителей перед производителями возникает необходимость ориентации изготовляемой и реализуемой продукции на качество. Сегодня на российских предприятиях вопросам качества уделяется большое значение. Интеграция России в мировую экономику, успешная конкуренция отечественных предприятий с зарубежными невозможна без решения проблемы. Причем, на большинстве рынков ситуация складывается таким образом, что если у организации нет нужного потребителю качества, то можно считать, что у нее нет никаких аргументов в споре с конкурентами за рынки сбыта.

Проблема качества – это проблема конкурентоспособности и экономической эффективности, а общее руководство качеством должно осуществляться с помощью создания эффективной системы менеджмента качества (СМК).

Система качества позволяет выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия, увеличить удовлетворенность потребителей, и как следствие повысить устойчивость работы предприятия. СМК помогает в решении задач, направленных на снижение производственных затрат, поскольку ориентирована на оптимизацию всех процессов, связанных с работой предприятия.

Однако не всегда наличие сертифицированной СМК приводит к желаемому результату и экономическому успеху. Основная причина, по мнению многих ученых, кроется в отсутствии оценки и анализа происходящих изменений и финансовых затрат на проводимые мероприятия, направленные на улучшение качества товаров и услуг.

Затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли. В связи с этим представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно другим затратам, а также должны быть разработаны методы управления, основанные на их контроле.

Существующая на отечественных предприятиях система бухгалтерского учета и отчетности не позволяет выделить затраты на обеспечение качества из общей суммы производственных затрат. Следствием этого являлось распространенное, прежде всего среди руководителей предприятий, мнение о том, что затраты на качество сравнительно несложно определить простым суммированием заработной платы работников службы качества, премий рабочим за бездефектное изготовление продукции, учтенных потерь от брака и признанных рекламаций. Такое мнение не отражает действительного положения дел и носит субъективный характер.

Сегодня менеджмент изменил свою точку зрения. Интерес к этой проблеме возрос, постепенно осознаются важность и сложность оценки затрат на качество, а также необходимость радикального изменения всей действующей на предприятиях системы учета и отчетности.

К началу разработки стандартов ИСО:9000 вопросы экономики качества были достаточно хорошо изучены, имелись практические результаты применения экономических методов, как на зарубежных, так и на отечественных предприятиях. Выход в свет в 1987 г. первой версии стандартов ИСО серии 9000 не внес ничего нового в исследования.

В стандартах версии 1994 г. затраты на качество определялись как сумма всех расходов на обнаружение и исправление несоответствий, руководствуясь известной моделью предупреждения, оценки и отказов. При этом затраты на качество классифицируются по четырем категориям: издержки из-за внутренних отказов, издержки из-за внешних отказов, оценочные и предупредительные затраты.

Однако такая традиционная модель обладает рядом существенных недостатков: спорность распределения затрат на качество по выделенным категориям, трудность получения данных из бухгалтерского учета и проявление недоверия к полученным данным о затратах на качество.

Эта модель затрат на качество уже устарела и не соответствует процессному подходу, развиваемому в новых стандартах ИСО:9000 версии 2000 года. Дело в том, что в старых стандартах ИСО:9000 версии 1994 года затраты на качество ассоциировались с расходами вследствие брака, на технический контроль и предупреждение брака. В новой версии стандартов ИСО:9000 версии 2000 года затраты на качество рассматриваются в приложении к любому виду работ, которые представляются как процессы.

В этой связи важным является измерение в стоимостном выражении характеристик процесса, возможность внесения изменений и оценки влияния этих изменений на качество процесса и его результатов – выпускаемой продукции. Для определения затрат на качество можно объединить процессно-функциональную модель СМК по стандартам ИСО с моделью затрат на процесс по BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества», часть I «Модель затрат на качество».

К сожалению, многие руководители не имеют возможности получать наглядную информацию об уровне затрат на качество просто потому, что на предприятии нет системы для сбора и анализа необходимых данных,  хотя их регистрация и подсчет – не слишком сложная, но трудоемкая процедура. Определенные один раз, они обеспечат руководство дополнительным мощным инструментом управления и будут способствовать систематическому повышению рентабельности и конкурентоспособности предприятия.

Для предприятий, только начинающих построение собственной системы оценки и анализа затрат на качество, можно выделить несколько основных этапов (рис. 1.).

Рисунок 1 – Этапы создания системы учета и анализа затрат на качество

 

Определение и классификация затрат на качество является первым этапом работы и одной из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требовании к организации учета, анализа и оценки. Наиболее удачной является модифицированная модель затрат на качество Дж. Джурана и А. Фейгенбаума, соответствующая процессно-функциональной модели, развиваемой в стандартах ИСО:9000 версии 2000.

Комплексность процесса управления качеством предполагает воздействие на объект управления со стороны как производственных, так и управленческих отделов и служб предприятия, что требует полной информационной поддержки. В связи с чем, представляется актуальным организация учетной системы, обеспечивающей сопряженность и взаимосвязь различных информационных потоков как основы для взаимодействия всех функций управления качеством на предприятии.

Анализ и оценка затрат на качество – неотъемлемая часть финансовой стратегии предприятия в области качества, которая обеспечивает необходимую связь между целями предприятия и его усилиями, направленными на улучшение качества. Они служат весьма эффективными средствами убеждения скептически настроенных менеджеров высшего звена в том, что принятые меры в области управления качеством приносят значительную прибыль. Представленный в финансовых терминах и составленный простым языком, отчет по затратам на качество имеет значительные преимущества перед другими видами отчетов менеджмента.

Анализ затрат на качество проводится по следующим направлениям:

·         анализ структуры затрат на качество по классификационным группам;

·         анализ затрат на качество по основным подразделениям;

·         расчет экономической эффективности затрат, связанных с качеством;

·        анализ суммарных затрат на качество в сравнении с показателями бизнеса.

В рамках современной концепции качества учет, анализ и контроль затрат на качество является одним из базовых элементов СМК организации. Анализ и оценка затрат на качество представляют средство выявления неэффективных или нерезультативных действий в организации, инициируют действия по улучшению и являются основой для разработки финансовых подходов к инновациям. Затраты на качество выступают как внутренняя экономическая основа СМК, позволяющая определить экономические последствия любых управленческих решений, принимаемых в СМК.

Учет и анализ затрат на качество позволяют представить реальную картину состояния дел в области качества продукции не только руководству и всему трудовому коллективу, но и держателям акций и потребителям продукции, работ, услуг.

В условиях рыночной экономики, когда качество становится действенным системообразующим фактором конкурентоспособности продукции, информация о затратах на качество становится для руководителей необходимой, и учет затрат на качество призван решить следующие задачи:

·  выявить конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках;

·  определить конкурентные позиции фирмы при ведении как ценовой, так и неценовой конкуренции;

·  определить размеры необходимых инвестиций, направленных на повышение качества продукции;

·  идентифицировать критические области, требующие внимания и совершенствования;

·  определить соответствие затрат на качество требованиям стандартов;

·  оценить эффективность функционирования системы качества организации и при необходимости внести соответствующие изменения;

·  информировать внешних потребителей продукции фирмы о затратах на качество для предъявления им объективных доказательств об уровне качества.

В конечном итоге информация о затратах на качество создает предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности производства, повышению рентабельности и росту конкурентоспособности.

 

Сайт управляется системой uCoz