Региональные проблемы экономического развития

 

Дзакоев З.Л. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

In clause some political, legal and economic problems of regional economic development are considered.

 

Перспективы и эффективность социально-экономического развития страны во многом определяются решением региональных проблем в экономике. Влияние на экономику региона  административно-политического устройства и экономической системы государства следует рассматривать с учетом общей проблемы согласования интересов государства и составляющих его регионов.

Административно-политическое устройство государства и характер воздействия его аспектов на региональную хозяйствующую подсистему имеют широкий спектр и связаны с политикой, правом и экономикой.

Политические аспекты регионального экономического развития связаны с рядом основных проблем. Во-первых, с необходимостью сохранения целостности единого экономического пространства, предотвращения регионального «экономического сепаратизма» и противостояния регионов. В этой связи следует обеспечить сопряженность целей, задач и основных принципов функционирования последних с общегосударственными. Во-вторых, с наличием фактической социально-экономической асимметричности субъектов Российской Федерации. В статье 5 Конституции РФ заложен принцип равноправности всех субъектов Федерации. Однако в самой Конституции также заложено и фактическое неравенство субъектов, которые подразделены на республики, края, области и округа, имеющие разные полномочия. Ряд сильных субъектов РФ получили больше прав в межбюджетных и налоговых отношениях с Центром, назначении руководителей ведомств на должности и т.д. Данные проблемы требуют своего разрешения. В-третьих, не отлажены основы взаимодействия региональных и федеральных органов власти. При этом снижается эффективность государственного управления, происходит дробление и дублирование функций на уровне региона, увеличиваются затраты на содержание аппарата управления и т.д.

Правовые аспекты регионального экономического развития во многом связаны с процессами федерализма и отражают проблемы формирования федеративных отношений — противоречие федерального и регионального законодательств, нечеткое разграничение предметов ведения со стороны центра и субъектов Федерации, необязательность финансового и ресурсного обеспечения соответствующих полномочий и пр.

На решение проблем федерализма, совершенствование административно-территориального деления РФ и укрепление властной вертикали был направлен указ президента В.В.Путина от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». Согласно данному указу в РФ были образованы семь федеральных округов. Однако названия и состав округов преимущественно связаны с географическим положением входящих в него субъектов и не совпадают с делением страны на экономические районы, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Структуризация России преследовала скорее политические цели, чем экономические. Процесс государственного устройства РФ еще не закончен, и существование федеральных округов в их нынешнем виде скорее носит переходной характер к более эффективной и устойчивой административно-территориальной структуре государства. Так, например, в настоящее время проблематичной является задача формирования экономической политики (промышленной, инвестиционной и др.) на уровне федеральных округов, что приводит к трехзвенной схеме государственного регулирования экономического развития регионов  по цепи «государство-федеральный округ-регион». С учетом реальности настоящего устройства государства и ресурсных возможностей федеральных округов отношения по большинству экономических проблем продолжают строиться по двухступенчатой схеме «государство-регион».

Экономические аспекты территориального развития также носят многообразный характер. Здесь следует выделить, во-первых, значительную дифференциацию субъектов РФ по уровню социально-экономического развития, что приводит к обособлению (явному или скрытому) регионов, миграции населения, переливу капиталов, оттоку специалистов и т.п. В этой связи одной из главных предпосылок устойчивого регионального развития является выравнивание уровней социально-экономического положения регионов. При этом важно не уменьшить суммы финансовой  поддержки проблемных регионов и, одновременно, предусмотреть средства на решение проблемы выравнивания их социально-экономического положения. Так, например, очень болезненной стала проблема нищеты населения в ряде субъектов Южного Федерального Округа, проблема снижения численности  населения Сибири и Востока России и т.д. Во-вторых, далека от совершенства система межбюджетных отношений федерального Центра и регионов, а также механизмы ее реализации. Так, обычной практикой последних лет являются нарушения Центром в объемах и сроках предоставления финансовых средств по социальным и инвестиционным программам, стремление увеличить налоговую нагрузку и социальную ответственность на регионы, централизовать распределение финансовых потоков. Инвестиционная политика Федерации и регионов реализуется в рамках федеральных и региональных программ, направленных на решение разнообразных задач: поддержки социальной сферы, развития отраслей экономики, создания рыночной инфраструктуры и т.д. Тенденции инвестиционных потоков последних лет свидетельствуют о том, что промышленно развитые регионы страны (около 20) — Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий округ, Москва, Республика Татарстан, Свердловская область, Республика Башкортостан, Санкт-Петербург и др. получают 2/3 капиталовложений страны. Низкие объемы инвестирования в слаборазвитые районы страны делают проблематичными решения задач социально-экономических проблем этих регионов.  Нужна единая стратегия и федеральная целевая программа, в рамках которой должны быть предусмотрены и разрешены проблемы обеспечения устойчивого развития  экономики субъектов Федерации.

По нашему мнению, регион необходимо рассматривать в качестве подсистемы народнохозяйственного комплекса, функционирующей в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и учитывающей характерные региональные черты. Такой подход позволяет разграничить полномочия между центром и регионами, определять принципы хозяйствования, интегрировать национальные и региональные интересы.

В настоящее время многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности, в связи с чем их экономика недостаточно сопряжена с интересами экономики России. При этом, по нашему мнению, региональное управление, обладая определенной свободой действий, должно выступить проводником общероссийских интересов с учетом специфики региона. Ориентация на общероссийские интересы позволит активизировать и интегрировать экономику региона в межрегиональные экономические процессы наилучшим образом. Регион должен не только нести социальную ответственность перед государством и своим населением, но и обладать реальными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах и достаточными ресурсами, которые позволяют ему обеспечивать устойчивое саморазвитие. Эти полномочия закрепляют особые свойства, которые приобретает регион в качестве хозяйственной подсистемы. Региональная экономическая политика рассматривается как органическая часть экономической политики России, синтезирующая ее региональные аспекты. Вместе с тем это часть общей социально-экономической региональной политики, создающая экономические основы целостности Российской Федерации и определяющая устойчивые перспективы ее развития в мировом сообществе развитых государств.

Сайт управляется системой uCoz