Опыт зарубежных стран в государственном регулировании процессами развития промышленности

 

Дзагоев С.Ф. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

As global zones of development of the industry three regions - the USA, the Western Europe and Japan act. Their experience of modernization of the industry is most interesting to the Russian Federation.

 

В качестве глобальных зон развития промышленности, где постиндустриализм достиг высших точек самореализации, выступают три региона — США, Западная Европа и Япония, опыт модернизации промышленности которых наиболее интересен для Российской Федерации.

Промышленная политика США направлена на поддержание глобального лидерства. Американская экономика находится на стадии перерастания постиндустриальной экономики в глобальную. Фактически США являются основным центром и лидером глобализации. В отношении промышленности США проводят многоаспектную политику, основными рычагами которой являлись: регулирование доступа на внутренний рынок страны; влияние на мировую финансовую систему в силу ведущей роли доллара; всемерное использование потенциала штатов. Экономическая политика федеральных властей и властей штатов США поддерживает комплекс эксплуатируемых конкурентных преимуществ своих фирм (резидентов) и способствуют созданию дополнительных конкурентных преимуществ иного типа. При этом каждому из них соответствует свой набор инструментов (инструментарий) поддержки. Детальный анализ взаимосвязи рыночных механизмов и инструментов государственного регулирования и их роли в экономическом развитии США показывает, что государство ведет активную политику совершенствования рыночных механизмов и инструментов государственного регулирования промышленности, повышению ее роли в экономическом развитии страны; как правило, государство оказывает всемерную поддержку национальным компаниям в их конкурентной борьбе с иностранными фирмами.

Государство способствует созданию национальных компаний — крупнейших в мире. Слияния и поглощения способствуют тому, что американские фирмы занимают первые места по суммам продаж в 13 ведущих отраслях мира. Государство способствует отраслям и предприятиям американской промышленности проводить модернизацию в форме выноса значительной части активов в страны с дешевой рабочей силой. При этом на территории США остаются те звенья воспроизводственной цепи, которые связаны с производством высокотехнологичных компонентов и обеспечивают зависимость партнеров от промышленности США.

Государственная промышленная политика выступает главным фактором по поддержанию технологического лидерства американской промышленности. Существенные инвестиции в НИОКР гарантируют американским производителям сохранение технологического превосходства и господство во всемирной компьютерной промышленности в течение обозримого будущего. Развитие промышленности осуществляется в виде интенсивного технологического совершенствования производственного процесса в следующих направлениях: использование современных информационных технологий при производстве станков; использование лазеров в процессе производства, выпуск новых станков с программным управлением, способных быстро подстраиваться под изменение технологии выпуска продукции производителями; оснащение станков электронными измерительными и контрольными приборами; выпуск станков, способных обрабатывать нетрадиционные материалы — металлы и полимеры, например нейлон и пластик.

Развитие промышленности невозможно без создания новых знаний. Так, США лидируют в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники, лидерству США в области конкурентоспособности компаний. Экспорт лицензий естественно дополняет вывоз наукоемких производств.

В международном разделении труда государственная промышленная политика США направлена на поддержание роли «мировой исследовательской лаборатории и испытательного полигона». Целесообразным считается производство только уникальных товаров, которые в силу тех или иных причин невозможно производить в других странах, либо товаров, сделанных по новейшим технологиям, не имеющим мировых аналогов. Приоритет имеют наукоемкие и сверхнаукоемкие производства (в структуре себестоимости наукоемких товаров расходы на НИОКР составляют 8—15%, сверхнаукоемких — более 15%), что требует соответствующей модернизационной политики отраслей и предприятий.

В странах Европейского Союза можно отметить более высокую, чем в США, роль государства в стимулировании создания новейших технологий, осуществления научно-технических программ и проектов, их финансовой поддержки. Государственная промышленная политика направлена на содействие частному сектору, на обеспечение сотрудничества крупных компаний и государства (особенно в военных областях). Государство принимает финансовое участие практически во всех крупных проектах. В некоторых странах ЕС (например, Германии) Федеральное министерство исследований и разработок непосредственно взаимодействует с промышленностью. Так, в структуре государственных научных расходов доля регионов в Германии выше доли центрального правительства и составляет 65 и 35 % соответственно. Конкурентный потенциал Германии базируется на тесном взаимодействии крупных, средних и малых предприятий, которое позволяет поднять на новый уровень разделение труда, получать систематически конкурентные преимущества, несмотря на более высокую оплату труда, занимать ведущие позиции на мировых рынках и гибко реагировать на структурные изменения.

Во Франции основную инициативу в организации программ развития промышленности проявляет национальное правительство, а их осуществление идет в тесной кооперации с региональными и местными властями, а также заинтересованными промышленными кругами. В качестве источников финансирования процессов развития промышленности в ЕС используются средства государственных учреждений, коммерческих банков, пенсионных фондов, промышленных и торговых корпораций, страховых фирм, различных фондов и пр. Широко применяется венчурный капитал. Наиболее характерная особенность финансирования модернизационных процессов по сравнению с США — более высокий удельный вес в венчурном бизнесе банковских структур. Этим объясняется преимущественная ориентация инвесторов на более традиционные и менее рискованные проекты. Значительную роль в осуществлении структурной модернизации промышленности ЕС играет процесс интеграции промышленных концернов с финансовыми институтами, в ходе которого создаются горизонтальные промышленно-финансовые объединения, способные осуществлять крупные проекты модернизации компаний, как в форме слияний и поглощений, так и в виде технико-технологической модернизации.

В промышленности Японии процессы развития во многом связаны с научно-техническими достижениями. Задачи и цели японских компаний направлены на национальные интересы и сотрудничество с правительством. Это может быть следствием японского опыта в ранний период индустриализации, когда правительство было вынуждено поощрять развитие современной промышленности с тем, чтобы Япония могла конкурировать с ведущими европейскими промышленными государствами.

Разрешение правительства импортировать новые технологии, особенно те, которые должны сыграть стратегическую роль в будущем развитии японской промышленности, является еще одним примером тесного сотрудничества между деловыми кругами и правительством.

Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию, Япония не только достигла мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, но и сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед США и ЕС. Результаты промышленного развития были ориентированы на экспортную политику экономического роста, а продукция по ряду наукоемких отраслей (например, малолитражные автомобили, электроника) успешно реализовывалась в США.

Для обеспечения своего развития предприятия промышленности Японии устанавливают тесные связи с банками, которые выступают в роли венчурного капиталиста, финансируя проекты компаний. Япония, также как и США использует вывоз производств в другие страны, которым передаются трудоемкие, сырьеемкие и экологически неблагоприятные отрасли и предприятия.

Высокая зависимость Японии от ввоза сырья и энергоресурсов для выпуска этих товаров обусловливает заинтересованность компаний в совершенствовании производства, что привело к росту затрат на научные исследования и разработки, привлечению университетов страны в реализации проектов. Этому способствуют различные меры государственной поддержки, главным образом в виде льготного налогообложения и кредитования НИОКР. На государственном уровне определяются конкретные научно-технические приоритеты, создаются условия и стимулы для их достижения и последующей диффузии в народное хозяйство. Развитие промышленности Японии осуществляется на основе системы стратегического управления, которая возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западно-европейских компаниях, и применяется значительно шире. Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования.

В целом в Японии сложилось четкое и довольно гибкое разграничение функций между государственным управлением и действием рыночных механизмов. Рынку отданы те сферы, где он оказывается в состоянии успешно распределять ресурсы и регулировать производство. Многие японские компании приступили к активной перестройке своей стратегии и производственной структуры, в том числе за счет жестких мер по рационализации производства, осуществления крупных инвестиций в НИОКР.

Государство в промышленности выполняет функции: соблюдение важных структурных пропорций, определение и поддержка приоритетных отраслей, регулирование и баланс интересов групп производителей и потребителей. В Японии общегосударственные планы социально-экономического развития представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие весь потенциал (в том числе, научно-технический и промышленный) страны в общенациональных интересах.

Исследование опыта развитых стран государственного управления развитием промышленности показывает особенные черты, определяемые историей, культурой производства, доминирующими ценностными ориентациями и т. д. Этот опыт встроен не только в экономику, но и социальную систему в целом. Именно поэтому, подразумевая использование мирового опыта в условиях России, нельзя пойти по пути формального перенесения форм организации деятельности государства в иную социально-культурную и экономическую среду.

Сайт управляется системой uCoz