ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

Чернякевич Л.М. (МарГТУ, г. Йошкар-Ола, РФ)

 

The article contains the problems of economic strategy of forest management system transformation. Economic strategy is based on principles of mixed economy and includes state regulation and market economy.

 

На современном этапе формирование экономической стратегии управления лесным хозяйством  сопряжено с парадигмой коэволюционного развития природы и общества и общеэкономической стратегией Российской Федерации. Однако практика показывает, что в период рыночной трансформации средства достижения цели: переход к рыночной экономике, заменили саму цель - повышение уровня и качества жизни населения. В силу объективных и субъективных причин лесное хозяйство трудно адаптируется к рыночным условиям хозяйствования. В системе лесоуправления возникают новые проблемы формирования взаимовыгодных экономических отношений между государством, собственником лесного фонда, и бизнесом в сфере лесопользования. Убыточность лесного хозяйства для собственника лесного фонда – государства, низкий уровень социальной эффективности, глубокий разрыв между использованием лесных ресурсов и потенциальной продуктивностью лесов свидетельствуют о недостаточной проработке методологии лесоуправления, его экономической составляющей, в соответствии с принципами экологической ответственности, экономической эффективности и социальной справедливости.

В Концепции развития лесного хозяйства РФ до 2010г. сформулированы: стратегическая цель – устойчивое управление лесами, основные условия и меры, необходимые для ее достижения. Важнейшим условием достижения цели обозначено совершенствование организационно-управленческого и экономического механизмов в лесном хозяйстве, обеспечивающих его бюджетную самоокупаемость и увеличение лесного дохода, что должно явиться базой для решения экологических и социальных задач. Содержание экономических отношений в лесоуправлении определяется эволюцией потребительского спроса на продукцию и услуги леса и непосредственно связано с трансформацией социально-экономической системы государства. Экономические отношения, формируемые в процессе лесоуправления, носят динамичный характер. Опыт управления лесным хозяйством в России имеет богатую 300-летнюю историю, в которой можно выделить три периода, кардинально различающиеся по институциональной среде лесоуправления: 1) государственное лесоуправление и ведение лесного хозяйства в дореволюционной России в условиях многообразия форм собственности на лесной фонд; 2) управление лесным хозяйством в условиях централизованно планируемой экономики; 3) государственное управление лесным хозяйством в переходной экономике.

В дореволюционной России задачи государственного управления лесами предусматривали: поддержание лесного фонда в состоянии, гарантирующем снабжение населения лесными продуктами и получение лесного дохода. Функции управления подразделялись на две составляющие: определение лесной политики и ее техническая реализация. Государственное управление успешно решало финансовую цель – повышение доходности лесов, однако не обеспечивало решение одной из основных задач – сохранение лесов от истребления.

Фундаментом экономических отношений в советский период являлись общенародная собственность и директивно централизованное планирование экономики. Стратегической целью государственного лесоуправления было обеспечение потребностей общества и государства в лесопродукции и расширенное воспроизводство. Базовый принцип постоянства пользования лесом был заменен на принцип расширенного воспроизводства и практически не выполнялся вплоть до 70-х годов прошлого столетия. Резко снизилась доходность лесного хозяйства, что не обеспечивало формирования финансовых ресурсов не только для расширенного, но и для простого воспроизводства.

Общие закономерности трансформационного периода характерны и для лесного сектора экономики России. Реформы в лесном хозяйстве проходили в условиях нестабильной институциональной среды и формируемых институтов лесоуправления. Распределение полномочий по уровням государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов претерпело кардинальные изменения от децентрализации основных полномочий на уровне районов, далее субъектов РФ до централизации в федеральных органах исполнительной власти. Для отрасли, характеризующейся длительным периодом воспроизводства, эти изменения отразились на снижении управляемости, доходности, росте нелегальных рубок.

Экономическая организация воспроизводства в лесном хозяйстве базируется на материально - вещественном процессе воспроизводства и должна учитывать отраслевые особенности. Лес как объект экономических отношений в области пользования, охраны, защиты и воспроизводства имеет особенности. Лесной фонд является воспроизводимым природным объектом, средством производства в лесном хозяйстве, недвижимым имуществом, объектом права собственности (вещное право) и иных обязательственных прав. В современной экономической науке природные богатства трактуются уже не как бездонный резервуар "естественных даров" природы, а как вполне конечный ресурс, состояние и возобновление которого является предметом целенаправленных форм хозяйственной деятельности и огромных затрат общественного труда. Под воздействием деятельности человека лесные блага из элементов внешнего окружения все более перемещаются в состав хозяйственной среды и выступают не только ресурсом, но и результатом воспроизводственного процесса.

Экономическая организация государственного управления лесами и лесным хозяйством построена на бюджетно-сметном финансировании. Объемы бюджетных ассигнований и расходы характеризуются годовым периодом, что не согласуется с длительным процессом лесохозяйственного производства, устанавливаются на отдельные виды работ (мероприятий) и не связаны с конечными результатами, поэтому отсутствует мотивация к эффективному использованию бюджетных ассигнований.

Стратегия развития любого сектора экономики является одним из обязательных компонентов экономической безопасности. Процесс реформирования социально-экономической системы – системы лесоуправления – должен начинаться с разработки стратегии и развиваться через ее реализацию: формирование экономической политики - институциональные и структурные преобразования - мониторинг - корректировка стратегии и т.д. (рис.). Стратегия управления лесами должна разрабатываться гласно, с участием общественности, так как затрагивает интересы всех участников лесных отношений и населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок - Алгоритм разработки и реализации стратегии лесоуправления

 

Основными экономическими принципами стратегии устойчивого управления лесами являются:

равновесие экологических, экономических и социальных целей;

экономическая ответственность субъектов лесных отношений в соответствии с предоставленными им полномочиями и правами;

соответствие полномочий по уровням субъектов собственности финансовым возможностям их реализации;

экономическая заинтересованность всех субъектов лесных отношений в реализации стратегии устойчивого управления лесами;

платность лесопользования - право собственника лесного фонда получать платежи за пользование лесными ресурсами в соответствии с их экономической оценкой, базирующейся на рентном подходе;

эффективность, доходность лесного хозяйства,

Стратегический подход к лесоуправлению направлен на обеспечение потенциала доходности, наращивание которого обеспечивается системой лесохозяйственных мероприятий по формированию экологически устойчивых и эффективных в лесопользовании насаждений. Основные из них: сбалансированность спроса на лесопродукцию и услуги леса с ресурсным обеспечением, ресурсосберегающие инновационные технологии, многоресурсное лесоуправление. Тактическими экономическими целями лесоуправления рассматриваем увеличение доходности в процессе использования и воспроизводства лесных ресурсов.

Стратегия лесоуправления должна разрабатываться в русле интеграции национальной лесной политики и региональных стратегий в области лесного сектора экономики, учитывающих конкретные лесоэкономические условия. Воспроизводство и использование природных ресурсов носит региональный характер и привязано к определенной территории, поэтому возникает необходимость разработки и реализации региональной экономической стратегии в области использования и  воспроизводства лесных ресурсов.

При рассмотрении экономических основ стратегического лесоуправления необходимо исходить из интеграции специфических функциональных стратегий: маркетинговой, инновационной, инвестиционной, социальной, финансовой, направленных на обеспечение условий устойчивого развития.

Платежи за пользование лесными ресурсами имеют рентную природу, уровень их зависит от эффективности использования ресурсов. Конкурентоспособность продукции лесного сектора не должна создаваться за счет дешевых природных ресурсов и низкого уровня оплаты труда работников этих отраслей, а обеспечиваться внедрением новых технологий, рациональным использованием природных ресурсов, научно обоснованными системами ведения лесного хозяйства. Доходами бюджетов всех уровней: федерального, республиканского (областного), местного – является чистый лесной доход (лесная рента), налоговые платежи и сборы в соответствии с налоговым законодательством. Часть лесного дохода в размере возмещения затрат на простое воспроизводство должна оставаться у организаций, осуществляющих организацию работ в соответствии с региональной системой лесохозяйственных мероприятий, что обеспечит сохранение лесного капитала – нижний уровень требования устойчивого управления лесами. 

В дореволюционной России широкое применение имели арендные формы лесопользования, аналогичные тенденции просматриваются и в современной России. Долгосрочная аренда должна рассматриваться не только как форма лесопользования, а как форма организации ведения лесного хозяйства, так как сущностью лесного хозяйства является не просто пользование лесом, а воспроизводство лесов.

Для обеспечения гарантированного выполнения региональной системы лесохозяйственных мероприятий на основе долгосрочных договоров и плана рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендованном участке лесного фонда может быть использован лесокультурный залог арендатора, как это было в истории отечественного лесоуправления. За счет лесокультурного залога арендодатель при необходимости может профинансировать выполнение необходимых мероприятий при нарушении или ненадлежащем выполнении обязательств арендатором при организации их выполнения на подрядной основе. Важной проблемой интеграции лесного хозяйства в рыночные условия является организация учета затрат на ведение лесного хозяйства, в частности организация управленческого учета текущих затрат, учета инвестиций в расширенное воспроизводство лесных ресурсов, что обеспечит формирование информационной базы для принятия решений в области лесоуправления. 

Сайт управляется системой uCoz