КЛАСТЕРЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Чайникова Л.Н. (ТГТУ, г.Тамбов, РФ)

 

The Chosenned advantage clusters and premiseses of their creation in Russia. Cite an instance creation an clusters in industrial and agrarian sector of the economy Tambovskoy area. It Is Considered integrated on-is taught-educational system, being included in priority cluster.

 

Мировой опыт свидетельствует, что в оценке конкурентоспособности все более значимую роль начинает играть технологический подход. В  рейтинге конкурентоспособности стран мира, подготавливаемым Всемирным Экономическим Форумом, сводный индекс получается на основе агрегирования трех индексов: технология, общественные институты, макроэкономическая среда. Россия по этому индексу находится только на 67 месте, сразу за Намибией (66 место). Таким образом, конкурентоспособность страны уже в настоящее время определяется, прежде всего, уровнем ее технологического развития, способностью к инновационному развитию.

«Точки роста» будущей конкурентоспособности – это технологические кластеры, представляющие собой сквозные  технологии, которые благодаря своей универсальности обладают высоким мультипликативным эффектом,  воздействующим на весь производственный процесс – от проектирования и конструирования до выпуска и доведения до потребителя [1].

Отличительной особенностью технологических кластеров является то, что образующие их конкретные технологии  находят применение в самых разных отраслях, повышая тем самым уровень национальной конкурентоспособности. В то же время данные технологии будут вносить свой вклад  в развитие, поддержание, усиление конкурентоспособности и тех отраслей, которые уже сегодня таковыми являются, в том числе сырьевых отраслей.

Преимуществами технологических кластеров являются, с одной стороны,  своеобразная страховка от неправильно выбранных отраслей (видов деятельности), а с другой стороны, мощное стимулирование повышения уровня конкурентоспособности всей национальной экономики, потому что важнейшим критерием  формирования кластеров является степень их влияния на эффективность производства в целом.

Для создания технологических кластеров необходимы предпосылки. К их числу в России нужно отнести, прежде всего, существование крупных национальных компаний, вышедших на глобальные рынки и занявших там свое место. Логика развития бизнеса вынуждает их вкладывать значительные ресурсы в научные исследования и технические разработки, вступать в альянсы с крупнейшими зарубежными партнерами для получения доступа к современным технологиям, участвовать в глобальном разделении труда. В целом это ведет  к их трансформации в крупные транснациональные корпорации, которые только и способны обеспечить общую конкурентоспособность национальной экономики.

Названные предпосылки дадут реальный сдвиг в деле повышения конкурентоспособности экономики только тогда, когда получат ощутимую поддержку со стороны государства.

На рис. 1 представлены региональные научно-технологические кластеры [2].

Рисунок 1 – региональные научно-технологические кластеры

 

Органами координации и управления кластером являются:

· Совет учредителей при администрации области;

· Научно-координационный совет на базе университета;

· Научный руководитель проекта, авторский коллектив;

· Рабочая группа, дирекция проекта, управляющая компания.

Территориально-производственная интеграция на основе кластеров в ближайшей перспективе станет одним из главных направлений по размещению производительных сил в Тамбовской области и предпосылки для этого имеются.

В промышленном секторе экономики области характерным примером организация кластера может быть реализация проекта освоения месторождения «Центральное», при вовлечении предприятий химической отрасли, машиностроения, строительных материалов, сельскохозяйственных предприятий, научно- исследовательских учреждений, строительного комплекса области.

В аграрном секторе экономики области наиболее предпочтительным является организация кластера на основе производства, хранения, переработки фруктов. В этой системе интеграции могут быть завязаны не только сельскохозяйственные предприятия, но и научные учреждения во главе ВНИИсадоводства, промышленные предприятия, связанные с производством холодильных установок, камер хранения и их обеспечения газовыми средами, перерабатывающие предприятия. Конечным продуктом этого кластера будут являться продукты для детского питания, концентрированные соки, вина.

Одним из наиболее перспективных элементов инновационной инфраструктуры  является интегрированная научно-образовательная система, входящая в состав приоритетного кластера. Главным предназначением отраслевого кластера является обеспечение совместимости его компонентов друг с другом, взаимодействие с внешней средой, гибкость структуры и адаптивность к динамично изменяющимся условиям рынка специалистов, товаров и услуг при непрерывности функционирования и обеспечении надежности. Однако, до настоящего времени не разработаны действенные формы, методы и способы интеграции образования, науки и производства, модели интегрированных научно-образовательных структур и их взаимодействия с промышленностью и инновационной системой в целях решения проблемы формирования единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, реализации на базе кластера единой системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров по программам различных уровней и ступеней, создание современной научно-технической, конструкторской, технологической и производственно-экспериментальной базы как для производства и реализации коммерческой наукоемкой продукции, так и для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки и техники.

Обобщение опыта и результатов, проводимых ранее исследований, позволили разработать и обосновать предложения по созданию отдельных элементов интегрированных научно-образовательных структур, взаимодействующих с промышленностью и инновационной системой в составе приоритетных кластеров. В условиях хронического дефицита бюджетных средств, сегодня почти всем ясно, что процесс интеграции науки, образования и бизнеса - взаимовыгодный процесс, скорость которого определяется эффективностью модели взаимодействия. Бизнесу неинтересно и невыгодно вкладывать средства в громоздкие структуры, какими являются целые университеты, прикладные исследовательские институты. Бизнесу и удобнее и выгоднее работать с малыми высокотехнологичными предприятиями, так как затратная составляющая у них ниже, а управляемость и скорость принятия управленческих решений выше.

В настоящее время разработана программа сотрудничества между Администрацией Тамбовской области и Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в сфере инноваций, образования и муниципальной статистики и подготовлен проект соглашения по указанной программе сотрудничества с целью разработки и реализации совместного проекта, в основу которого будет положено создание в Тамбовской области сети Инновационных научно-образовательных комплексов.

Ее основу составляет Инновационный научно-образовательный комплекс (ИНОК). ИНОК объединяет образовательные, научные и производственные подразделения, деятельность которых направлена на строительство в регионе основ информационного общества, основанного на знаниях – общества знаний и формирование  благоприятной инвестиционной среды. 

Миссия ИНОК: способствовать быстрому развитию региона, достижению стратегических социально-экономических целей развития на основе повышения инновационной привлекательности, научного потенциала, предоставления гражданам возможности получения доступного, мобильного и качественного образования, подготовки органов управления и населения к работе в условиях информационного общества и  экономики.

При создании инновационного научно-образовательного центра возможно широкое использование имеющихся ресурсов. В его ведение могут передаваться здания детских садов, профессионально-технических училищ, техникумов, школ, неиспользуемые производственные здания, помещения нерентабельных учреждений культурно-массового назначения, а также другие здания и сооружения в которых возможно ведение образовательной, научной и научно-производственной деятельности.

Цели создания Комплекса:

1.     Формирование региональной стратегии развития региона в построении общества, основанного на знаниях.

2.     Исследования и разработка технологических сред для создания и управления региональными интеллектуальными ресурсами.

3.     Исследование и поиск решений формирования сектора экономики, построенной на наукоемких технологиях и широком использовании интеллектуальных ресурсов региона, Российской Федерации и других стран.

4.     Структурирование и моделирование экономики региона на информационно-знаниевых основах.

5.     Проектирование, создание и ведение региональных репозитариев знаний.

6.     Подготовка кадров для знаниевой экономики.

Ожидаемые результаты: повышение инновационной привлекательности региона; увеличение темпов экономического развития; повышение материального благосостояния жителей; удвоение валового внутреннего продукта региона каждые 3 года.

Литература

  1. Оценка конкурентоспособности экономики России: отраслевой и кластерный анализ. Доклад экспертной группы Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по промышленной политике и конкурентоспособности (май 2005 г.).
  2. Кудинов А.Н., Лурьев Е.А. Региональные научно-технологические кластеры – новая роль в экономике области // Материалы научно-практической конференции «Региональная научно-техническая политика – в числе приоритетов инновационной экономики».
Сайт управляется системой uCoz