ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Чайников В.Н. (ЧГУ им.И.Н.Ульянова, г.Чебоксары, РФ),

Чайников Н.А. (ТГТУ, г.Тамбов, РФ)

 

The Marked problem to need production to competitive products domestic enterprise. The Offered dependencies for forecasting of the sales volume and level to competitiveness to product.

 

Реализация задач, поставленных Президентом РФ В.В.Путиным, об увеличении валового внутреннего продукта к 2010 году, требует разработки мер, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, производимой отечественными товаропроизводителями. На современном этапе экономического развития многие предприятия производят продукцию, которая не способна конкурировать с продукцией промышленно развитых стран. Это приводит к тому, что на внутреннем рынке как промышленных, так и продовольственных товаров увеличивается доля их импорта, снижающего экономическую безопасность страны. Следовательно, сегодня для предприятий приоритетным становится производство и экспорт конкурентоспособной, инновационной продукции.

Конкурентоспособность продукции – это ее способность отвечать требованиям конкретного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом и определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по соответствующим ценам. Рассматривая конкурентоспособность как свойство  продукции, то ее количественными характеристиками могут быть различные показатели, среди которых основным и наиболее распространенным в настоящее время является интегральный показатель качества. Интегральный показатель качества продукции  () представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению () к суммарным затратам на ее приобретение () и эксплуатацию () за весь срок службы:

,                                                            (1)

Так как все товары имеют определенный первоначальный потенциал конкурентоспособности, который после выхода на рынок начинает постепенно уменьшаться, то конкурентоспособность новых продуктов должна быть опережающей и достаточно долговременной. Поэтому проблемы производства конкурентоспособной продукции в многоплановой деятельности предприятия носят стратегический характер.

Сложность и многогранность процесса создания конкурентоспособной продукции требует, с одной стороны, совершенствования существующих механизмов ее обеспечения, а с другой  разработки новых подходов, основанных на достижениях современной экономической науки и научно-технического прогресса. Один из таких подходов – прогнозирование конкурентоспособности продукции, которое является объективной  основой планирования и принятия управленческих решений в сфере ее разработки, производства и реализации продукции. Прогнозирование тенденций повышения  уровня конкурентоспособности отечественной продукции приобретает  приоритетное значение для эффективного управления современным предприятием.

К одной из основных функций прогнозирования конкурентоспособности продукции относится качественный и количественный анализ тенденций ее будущего развития с учетом сложившихся внешних и внутренних условий на предприятиях и поставленных ими стратегических целей. При этом особая роль принадлежит количественному определению прогнозной величины уровня конкурентоспособности, которая позволяет предприятию целенаправленно распределять усилия и имеющиеся в его распоряжении ресурсы, формировать ресурсный потенциал, обеспечивая тем самым конкурентоспособность планируемой к выпуску продукции в будущем. Кроме того, знание количественной величины уровня конкурентоспособности продукции при ее проектировании и изготовлении решает задачу обеспечения баланса интересов потребителей и товаропроизводителей с учетом условий конкуренций на рынке сбыта.

Прогнозирование уровня конкурентоспособности продукции приобретает особое значение в преддверии вступления России в ВТО. Данное вступление окажет серьезное влияние на необходимость производства отечественными предприятиями конкурентоспособной продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Следовательно, в современных условиях рыночной экономики вопросы прогнозирования приобретают объективную реальность, когда производство конкурентоспособной продукции рассматривается как основа подъема отечественной промышленности на новый уровень, отвечающий требованиям мирового рынка.

На основе анализа взаимосвязей и взаимообусловенности качества продукции, ее конкурентоспособности, потребностей потребителей, объема продаж и научно-технического прогресса (НТП) авторами предложена функциональная зависимость для объема продаж, которая имеет вид

,                                                          (2)

где   и   соответственно объемы продаж продукции в текущем и прогнозных периодах; t – время прогнозирования (упреждения), лет;  p – число, отражающее темп прироста объема продаж продукции под воздействием НТП за время t; e - основание натуральных логарифмов.

Рассматривая влияние НТП на качество изделия, считаем мерой воздействия НТП на прирост интегрального показателя качества. Интегральный показатель качества имеет глубокий смысл, под которым понимается относительная характеристика, определяемая отношением комплексного показателя качества, отражающего полезность продукции к цене потребления, складывающаяся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации продукции.

По сущности определения показатель конкурентоспособности продукции есть не что иное, как показатель интегрального качества и, следовательно, может служить в первом приближении адекватной мерой  темпа прироста объема продаж на рынке под влиянием НТП. На основании принятой предпосылки уравнение (2) можно записать в виде

,                                                          (3)

Где =pт – показатель прироста конкурентоспособности продукции за время t, равный темпу прироста объема продаж продукции на рынке под влиянием НТП за тот же промежуток времени;  – показатель конкурентоспособности продукции на текущий момент времени;  – показатель конкурентоспособности продукции в будущем через t лет.

Для определения прогнозного уровня конкурентоспособности продукции (Кt)  требуется численная величина показателя конкурентоспособности базового образца, соответствующего мировому уровню (Кt = , где - показатель конкурентоспособности базового образца в будущем), который также находится под влиянием НТП. В этом случае целесообразнее  рассматривать относительный показатель прироста конкурентоспособности выпускаемой продукции под влиянием НТП, т.е.

,                                                       (4)

где  - относительный показатель прироста конкурентоспособности выпускаемой продукции под влиянием НТП;  - показатель прироста конкурентоспособности базового образца под влиянием НТП, соответствующий мировому уровню  конкурентоспособности.

С учетом влияния НТП на базовое изделие, выражение    для объема продажи продукции в будущем (в прогнозном периоде) примет вид:

                                                 (5)

После соответствующих преобразований из уравнения (4) с учетом уравнения (3) и принятых предпосылок была получена зависимость для определения прогнозного уровня конкурентоспособности продукции:

Кt = =,                                            (6)

В связи с тем, что, входящий в уравнение (6) показатель конкурентоспособности базового изделия  является динамичным показателем и за время прогнозирования (упреждения) его качественные характеристики будут также повышаться под влиянием НТП, примем ограничивающее допущение, что максимальное значение этого показателя всегда будет равно единице, т.е. =1.

Учитывая принятое допущение, уравнение для определения прогнозной величины уровня  конкурентоспособности продукции, примет окончательный вид:

Кt = =,                                          (7)

Показатели , , Q, необходимые для численных расчетов , для конкурентной продукции определяются на этапе маркетинговых исследований соответствующего рынка, а для расчетов объема продаж в будущем  нами разработан специальный метод, основанный на результатах анализа кривых «жизненного цикла» товаров.

На основе проведенного качественного и количественного анализа кривых «жизненных циклов» товаров промышленного назначения и выявления причинно-следственных связей  формирования общих тенденций динамики развития их объема продажи, а также анализа известных математических функций и соответствующих им кривых, приходим к выводу о возможности и целесообразности использования для количественного описания исследуемого процесса и его прогнозирования  логистической кривой, имеющей функцию вида:

,                                                          (8)

где - прогнозный объем продажи товара в момент времени t;  – конечный равновесный уровень (максимальное значение объема продажи, достигаемое в течение «жизненного цикла» товара; a,  – постоянные параметры уравнения; t – время прогнозирования (упреждения).

Количественная оценка параметров a, b, М уравнения (8) осуществляется методом трех точек, используемым при экстраполяции, который позволяет определить их при минимальной информации временного ряда объемов продажи, охватывающие такие основные этапы кривой «жизненного цикла» как внедрение, рост, зрелость.

Таким образом, полученные результаты авторской разработки количественной оценки прогнозной величины уровня  конкурентоспособности, являются еще одним  инструментом обеспечения при принятии управленческих решений выбора стратегий производства новой конкурентной продукции, и формирования экономического потенциала ее реализации.

Сайт управляется системой uCoz