ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ И ПРЕОДОЛЕНИЕ УГРОЗ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Быков В.П., Дембовская О.А., Лебедько Е.М. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

 Some theoretical and methodological aspects to social and economic security oа the regions and overcoming these threats in contemporary condition are considered.

 

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, гарантия достижения успеха. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как условие ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Экономическая безопасность региона – комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. Угрозы социально-экономической безопасности регионов представлены на рисунке 1.

В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение должно принадлежать упреждению зарождающихся угроз.

С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на их ход, а главное – выявлять возможность резкого спада и критического порога. Одновременно с прогнозно-аналитической возникает и обратная задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога.

В идеальном случае экономическая безопасность региона идентифицируется, с одной стороны, с интересами его населения, а с другой – с интересами Российской Федерации в целом. В реальной же практике интересы региона зачастую заменяются понятием «местнические интересы», интересы Российской Федерации – интересами федерального центра, а интересы населения – интересами отдельных слоев населения.

 

Рисунок 1 – Структура угроз экономической безопасности региона

 

Сочетание интересов «Центра» и территории имеет двойственный характер. С одной стороны, территория выступает полигоном с локализованными социально-экономическими, экологическими, демографическими процессами. Эти процессы могут угрожать экономической безопасности Российской Федерации, а их проявление – носить территориально-дифференцированный характер. С другой стороны, отдельная территория является субъектом регулирования в рамках имеющегося круга полномочий, т.е. выступает проводником собственной экономической политики, влияющей на состояние экономики России в целом.

Таким образом, разработка программы экономической безопасности должна опираться на четкое осознание современных угроз, весьма многообразных и имеющих разную степень остроты. В качестве наиболее серьезных из них можно выделить следующие: нарастающий спад производства; разрушение научно-технического потенциала; деиндустриализация экономики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; увеличение внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; рост дефицита бюджета.

Проблема экономической безопасности региона имеет объекты на пересечении с другими возможными сферами: общественной, экологической, информационной. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами.

Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно выделить три важнейших блока.

1. Экономическая независимость, которая носит относительный характер ввиду экономико-политической зависимости региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик субъектов Федерации. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами; достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;

2. Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности всех форм; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.);

3. Способность к саморазвитию и прогрессу – создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.

Таким образом, структура формирования социально-экономической безопасности регионов России должна представлять собой комплекс экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечивать:

- защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала;

- предпосылки для сохранения и выживания региональных структур России в условиях возможного кризиса и будущего развития;

- конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны;

- создание внутренней и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий;

- условия для устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Для обеспечения согласованности принимаемых решений по отдельным регионам с общей стратегией регионального развития и концепцией социально-экономической безопасности необходимо:

1. Проведение ранжировки регионов по степени негативного влияния ситуаций, сложившихся в регионах, на национальную безопасность  России, определение кризисных  регионов, ситуация в которых  должна находиться под контролем Совета Безопасности.

2. Определение приоритетных мероприятий, проводимых  с целью изменения ситуаций в кризисных регионах и в условиях ограниченных ресурсов.

3. Непрерывный контроль за ходом выполнения и оценка фактической эффективности  мероприятий, принятых к реализации. Проведение такого контроля позволит принимать своевременные меры в случае нарастания до критического уровня социально-экономической напряженности в регионах.

Таким образом, требование обеспечения социально-экономической безопасности регионов должно быть включено в число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Обеспечение экономической безопасности, как страны, так и региона не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

 

 

Сайт управляется системой uCoz