ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИХ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Ботина Е.Н., Сергеенко И.А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The main problems and their decisions of municipal management at realization of the concept of steady development are stated in the given paper.

 

Начиная с 1996 года, в России осуществляется последовательный переход к устойчивому развитию. Концепция устойчивого развития предусматривает принятие сбалансированных решений социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала с целью удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений людей. [2]

Реализация концепции предполагает формирование эффективной структуры экономики страны и её регионов. Для формирования такой структуры органам государственного и муниципального управления необходимо проводить экономические реформы. Однако современные управленцы на региональном уровне испытывают трудности при решении ряда экономических и социальных задач, в рамках системы реформирования. К таким задачам можно отнести:

-       поддержание особой модели хозяйствования в регионе;

-       принятие нормативно-правовых актов (НПА), стимулирующих хозяйственную деятельность и одновременно, устанавливающих пределы ответственности за загрязнение окружающей среды;

-       формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития в регионе и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Особая модель хозяйствования предусматривает использование энерго- и ресурсосберегающих технологий в производственной сфере региона. Программы, принимаемые муниципальными органами власти и управления, должны быть направлены на развитие таких технологий, их совершенствование с целью изменения структуры потребления в регионе. Часть бюджетных средств необходимо направлять на развитие инновационных технологий, обеспечивающих экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.

Одними из основных загрязнителей окружающей среды на территории муниципального образования являются предприятия. В настоящее время большинство промышленных предприятий на территории России используют несовершенные технологии. Такие технологии не обеспечивают комплексного и безотходного (или малоотходного) использования всех видов ресурсов, загрязняют воздушный бассейн, почвенный слой и водоёмы. Муниципальные органы должны формировать эффективную систему экологического мониторинга (слежения за источниками загрязнения) [4].

Необходимость в принятии НПА, стимулирующих хозяйственную деятельность и одновременно, устанавливающих пределы ответственности за загрязнение окружающей среды возникла из-за стремления отдельных хозяйствующих субъектов получать максимум от использования природных ресурсов. Причём максимум использования сопровождается минимумом ответственности за состояние природной среды.

Особое внимание следует уделять принятию местных законодательных актов, ограничивающих негативное воздействие на окружающую среду. Большинство предприятий предпочитает сбрасывать отходы в окружающую среду, экономя на издержках. Накопление твёрдых отходов делает их переработку всё более дорогостоящей. Однако заставить предприятие перерабатывать  и утилизировать его собственные отходы является проблемой. Органы муниципального образования на законодательной основе могут способствовать решению этой проблемы. В качестве основных средств решения проблемы могут выступать:

§        снижение суммы налога, выплачиваемого предприятием в муниципальный бюджет;

§        получение преимущественного права предприятием на реализацию перспективных проектов, инициируемых муниципальным образованием;

§        поддержка предприятия муниципалитетами на внешних рынках и при возникновении форс-мажорных обстоятельств.   

Управленческие решения муниципальных органов власти и управления должны основываться на уже существующем экологическом законодательстве, в том числе и международном, а также практике экологического регулирования. [3]

В ряде стран широкое распространение получил метод торговли лицензиями на загрязнение. При таком методе органы местного самоуправления формируют «рынок прав на загрязнение», предприятия-загрязнители представляют спрос, а  органы муниципального управления – предложение. На практике довольно трудно определить предельные выгоды и издержки от контроля за загрязнением. Однако некоторая доля загрязнения может оказаться полезной для общества. При таком подходе за пределами определённого уровня происходит уменьшение желательного загрязнения. Уменьшение может привести к снижению «чистого» благосостояния общества. Основная сложность состоит в том, чтобы правильно определить уровень желательного загрязнения. Чтобы правильно определить уровень экономической выгоды загрязнения, муниципалитеты обязаны чётко регламентировать деятельность предприятий региона.

Формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития в регионе и создание соответствующей системы воспитания и обучения является важной задачей в работе муниципальных органов власти и управления.

Муниципальные органы могут выступать в качестве организаторов и инициаторов проведения различных конкурсов по исследованию экологии территории среди школьников и студентов, содействовать детским кружкам и объединениям натуралистов в проведении полевых практик, привлекать волонтёров в рамках, принимаемых экологических и социальных программ к работе в заповедниках, поощрять работу региональных экологических обществ, объединений и союзов.

Решение вышеуказанных задач муниципального управления невозможно без участия общественности. Общественность остро реагирует на нарушения экологических норм хозяйствующими субъектами. Она объективно является союзником органов муниципального управления в работе по улучшению состояния окружающей среды.

Муниципалитеты обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Принятие решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, осуществляется с учётом мнения населения или результатов референдума[5].

Муниципальные органы должны активно работать со средствами массовой информации. Это предусматривает участие в обсуждениях по вопросам экологии и влияния деятельности человека на окружающую среду в передачах на телевидении и радио, опубликование в печатных изданиях статей с данными о результатах деятельности муниципальных органов в области защиты окружающей среды.

Таким образом, развитие региона напрямую зависит от эффективного решения экологических проблем. Оно может быть достигнуто на основе согласованной деятельности органов местного самоуправления с органами государственного управления и субъектами хозяйствования при чётком определении их прав, ответственности за природопользование и улучшение экологической ситуации территории.

Исходя из вышесказанного, органы муниципального управления в своей политике должны экологически ориентироваться, регулировать воздействие хозяйствующих субъектов на окружающую среду, защищать интересы населения при одновременном обеспечении устойчивого, сбалансированного развития территории. Только при данном подходе возможна реализация концепции устойчивого развития.  

Литература

1. Конституция РФ: Официальный текст по состоянию на 1 марта 2006 года.

2.    Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 года № 440 // Собрание законодательства РФ.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 26 декабря 2001 года №7 – ФЗ.

4. Доклад «О состоянии окружающей природной среды Брянской области в 2002 году» И. А. Балясников, В. Ф. Мотылёв, В. Ф. Соловьёв, В. А. Шматов, С. В. Дадыкин, И. С. Михалёв и др.; Под общ. ред. И. А. Балясникова.- Брянск: Брянск. Обл. типогр., 2003. – 3335 с.: ил., карты. (Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Брянской области).

5.    Система муниципального управления: Учебник для вузов/ Под.ред.В.Б.Зотова/ -СПб.: Лидер, 2005 – 493с.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

Сайт управляется системой uCoz