ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, НАЦЕЛЕННОЙ НА ПОДДЕРЖКУ КЛАСТЕРОВ КОМПАНИЙ

 

Борисенкова О.А. (БГИТА, Г. Брянск, РФ)

 

The paper deals with the problems of creation of the economic policy aimed at supporting the clusters of the companies and evaluation of the efficiency of different methods of the goverhment support of industrial clusters.

 

В настоящее время после перехода стран к новому технологическому укладу оказалось, что ядром эффективного экономического развития выступают не крупнейшие структурообразующие предприятия, а кластеры компаний.

Кластер предприятий обычно определяется как группа компаний отрасли, расположенных на одной территории. Типичный кластер состоит из компаний среднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции с другой входящей в кластер компанией (в противоположность нескольким группам компаний на олигополистических рынках). В то же время компании кластера получают выигрыш от компактного расположения, связанный с использованием специализированных ресурсов (наличие на данной территории квалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой для осуществления данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смысле развитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство.

Экономическая политика, нацеленная на поддержку кластеров компаний, существенно отличается от экономической политики, нацеленной на поддержку отдельных структурообразующих предприятий[1,2].

И федеральная, и региональная поддержка производителей может существовать в двух вариантах:

·                        Первый из них предполагает прямое снижение или компенсацию тех или иных затрат предприятий. Примером может служить предоставление субсидий – как явных, так и скрытых. В российской промышленности скрытые субсидии, в отличие от явных, используются очень активно – в форме относительно заниженных цен на основные энергоресурсы, включая электроэнергию и газ, заниженных ставок оплаты коммунальных услуг (например, водоснабжения) и транспортных тарифов. Более сложные формы поддержки предполагают предоставление льгот по уплате налогов, по реструктуризации задолженности перед бюджетами и т.д.

·                        Второй метод поддержки предполагает помощь компании в освоении новых рынков – прямое содействие в продвижении товаров производителей на новые рынки, предоставление им правовой поддержки (в том числе юридическая защита интересов производителей), страхование контрактов, софинансирование маркетинговых расходов, поиск новых контрактов и т.д. Этот метод поддержки известен как ориентированный на расширение спроса для компаний, в противоположность сокращению их расходов.

В принципе, оба метода государственной поддержки развития предприятий могут использоваться одновременно. Однако практика показывает, что один из подходов вынужденно является доминирующим, поскольку оба они прямо или косвенно связаны с размером бюджета соответствующего уровня – либо его доходной частью (первая группа методов поддержки), либо расходной (вторая группа методов поддержки).

Эффективность двух указанных групп методов государственной поддержки производителей существенно различается. В краткосрочном периоде первая группа методов бывает более эффективной, нежели вторая – поэтому такая поддержка обычно практикуется в экстраординарных условиях. В то же время в долгосрочном периоде первая группа методов поддержки оказывает существенное отрицательное влияние на хозяйственные решения экономических агентов, поскольку приводит к искажению стимулов принятия решений. Примером служит продолжающийся рост электроемкости российского промышленного производства.

Наконец, региональная экономическая политика может быть нацелена на поддержку производителей путем содействия им в конкурентной борьбе либо путем создания барьеров для их конкурентов. Преимущество первого типа поддержки связано с тем, что оно придает поддерживаемым компаниям долгосрочную устойчивость. Преимущество второго типа поддержки (частично объясняющее его широкое распространение в российской промышленности) связано с отсутствием непосредственных затрат государственного бюджета. Вместе с тем в долгосрочном периоде второй тип поддержки является неэффективным, поскольку дестимулирует инновации и в конечном итоге приводит к ухудшению и качественных, и количественных параметров национального производства.

Нетрудно заметить, что выделенные характеристики государственной экономической политики не могут сочетаться друг с другом произвольно. Так, развитие территории, в противоположность поддержки отдельных производителей, обычно создает благотворную базу для возникновения и повышения конкурентоспособности кластеров. Эффективная политика в отношении кластеров делает акцент на мерах поддержки второго типа (стимулирование спроса в противоположность снижению затрат). Наконец, ориентированная на развитие кластеров экономическая политика не сопровождается созданием барьеров для деятельности конкурентов, поскольку целевые рынки кластеров обычно выходят далеко за пределы территории и даже страны.

Литература

1.    Денисов А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией/А.Ю. Денисов, С.А. Жданов. – М.: Дело и сервис, 2002. – 416 с.

2.    Кныш М.И. Стратегическое управление корпорациями/М.И. Кныш, В.В. Пучков, Ю.П. Тютиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.:КультинформПресс, 2002. – 239 с.

 

Сайт управляется системой uCoz