Технопарк в России как двигатель региональной инновационной деятельности

 

Богданова М.В.  (БГУ, г.Брянск, РФ)

 

Technopark in Russia as the engine of regional innovative activity

 

В России технопарковые структуры стали развиваться позже, чем в зарубежных развитых странах, из-за ряда причин: 1) стойкого психологического барьера неприятия опыта капиталистических стран и игнорирования его положительных черт в течение длительного периода времени; 2) наличия устойчивых ведомственных барьеров, разделявших производство и науку, хотя их интеграция начала осуществляться еще в плановой экономике; 3) недостатков в организации науки и научного обслуживания; 4) господства планово-административных методов управления инновационным процессом, последствиями которого стали неразвитость рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации производства и огосударствления предприятий и др. Ускорение и расширение инновационного процесса в России требовало (и требует) осуществления радикального преобразования инновационной сферы. Стал необходим переход к новым формам организации инновационного процесса, способствующим ускорению научно-технического прогресса и повышению его результативности. Подобный переход возможен лишь на основе коренных преобразований организационно-экономической среды, в которой осуществляется процесс создания нововведений.

Инновационная деятельность в России осуществляется по-разному, причем часто используются следующие варианты ее организации: 1) организационное обособление от предшествующих стадий в виде самостоятельно функционирующего производственного предприятия; 2) организационное единство с изысканиями, проектированием, конструированием, технологическими разработками; 3) слияние стадии научных исследований со стадией технической подготовки производства; 4) организационное обособление производства от реализации и доставки произведенного товара его потребителям; 5) слияние производственной и послепроизводственной стадий инновационного процесса.

Технопарки в России стали создаваться в 1990 г. − в период действия Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым они имели разные организационно-правовые формы структур. Однако, созданные по образцу лучших зарубежных технопарков, эти структуры в российских условиях оказались неэффективными. Российские технопарки имеют свои особенности, отличающие их от западных в силу: 1) различий законодательств; 2) различий в состоянии материально-технической базы вузов; 3) неодинакового уровня развития науки в вузах; 4) разного понимания местной властью роли технопарков в развитии регионов; 5) различного отношения администрации вузов к этой форме организации вузовской науки. При создании большей части российских технопарков эти особенности не были учтены [2].

Сейчас в России 56 технопарков. Некоторые уже прошли период становления и успешно работают, признаны международными экспертами (например, технополис Зеленоград, технопарки в Уфе и Томске, Международный центр развития науки и технологий «Дубна»). В этих структурах функционируют 900 инновационных фирм и 150 малых обслуживающих фирм, создано свыше 7 тыс. новых рабочих мест.

Первый российский «научный парк», созданный на основе университета, − это «научный парк» МГУ. Его учредителями являются МГУ им. Ломоносова, компания рисковых инвестиций РИКО, Ассоциация сотрудничества с зарубежными странами в области науки, техники и образования «Унисон» и НПО «Алькор». Парк создан на основе «американской» модели технопарка [4].

Основные направления деятельности технопарка − информационно-компьютерные технологии, оптическая и лазерная техника, биотехнология и экологический мониторинг. Появились и первые разработки: метод выращивания высококачественных кристаллов для лазеров (есть зарубежные заказы), электростимуляторы для глаз и др.

Другим примером удачно осуществленного и действующего проекта технопарка является Международный научно-технологический парк (МНТП) «Технопарк в Москворечье». Он был создан в марте 1993 г. на базе Московского государственного инженерно-физического института (технического университета) (МИФИ). Основной инновационный потенциал технопарка базируется на результатах научно-исследовательской деятельности вуза-учредителя. Научно- производственная специализация фирм МНТП «Технопарк в Москворечье» охватывает следующие направления: экология; медицина; измерительная техника; учебное оборудование; городское хозяйство; новые материалы; технология обработки материалов; телевидение и связь; информатика; радиоэлектроника; приборы для научных исследований; товары народного потребления. «Технопарк в Москворечье» сотрудничает более чем с 20 научно-технологическими парками России, является членом Московской торгово-промышленной палаты и Международной ассоциации научных, технологических парков и инкубаторов, имеет тесные связи с «научными парками» и бизнес-инновационными центрами Великобритании, Германии и Голландии. В 1995 г. технопарк вступил в члены Международной ассоциации ICECE Work Group Innovation Centres in Eastern and Central Europe, которая объединяет большинство инновационных центров Европы.

В настоящее время довольно успешно работают технопарки Санкт-Петербургского электротехнического института, Саратовского государственного университета и технического университета, Марийского политехнического института, Самарского аэрокосмического университета, МИФИ и ряда других.

В целом, можно сказать, что технопарки прижились на российской земле. Важную роль играют специальные фонды финансирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей: Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т. д. В стенах Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации начали готовить менеджеров инновационного бизнеса. Однако необходимо предпринять дальнейшие шаги по развитию наукоемкого бизнеса и научно-технической сферы, чтобы выйти на международный уровень.

В заключение, говоря об основных современных тенденциях и проблемах развития российского рынка высоких технологий, следует отметить ряд важных аспектов. Несомненно, на первый план нужно вынести проблему дальнейшего совершенствования системы образования, как в России, так и за рубежом. Российское высшее образование страдает недостатком пластичности, а зарубежное − недостатком фундаментальности. Кроме того, существуют границы между отечественными и зарубежными образованием и научной средой.

Литература

 

Сайт управляется системой uCoz