ИМИТАЦИОННАЯ  МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ  МАЛОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Благодер Т.П. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

In clause features and advantages of imitating modelling are opened, the imitating model of formation and updating business-plan of a small enterprise is presented.

 

Особенностью решения задач планирования является необходимость учета при их решении множества переменных величин, характеризующих постоянно изменяющиеся рыночные условия. В связи со множеством сочетаний таких величин в течение определенного времени – планового периода – возникает большая размерность решаемых плановых задач. Нахождение наиболее эффективного решения требует огромных затрат труда, поэтому и возникает необходимость использования экономико-математических методов, обеспечивающих нахождение оптимального или рационального решения наиболее коротким путем.

Широко признанным методом решения сложных задач анализа, оптимизации и проектирования систем управления производством и технологическими процессами является имитационное моделирование.

К преимуществам имитационного моделирования можно отнести:

1.       динамический характер отображения организационно-технологических и экономических систем;

2.       отсутствие ограничений на вид зависимостей между параметрами имитационной модели и состоянием внешней среды; возможность исследования динамики взаимодействия компонент во времени и пространстве параметров системы;

3.       возможность описания поведения компонент сложной системы с достаточной детализацией;

4.       высокую адекватность имитационных моделей моделируемым системам;

5.       широкая возможность применения различных средств математического описания.

Начало применения имитационного моделирования в строительстве относится к 70-м годам. В работах 70-80-х годов предлагались модели текущего и оперативного производственного планирования для разных уровней управления: строительно-монтажного треста, строительно-монтажных организаций, строительных участков. Указанные имитационные модели отражают методы, присущие административно-плановой системе советской экономики: обязательное выполнение государственного заказа и директивных показателей плана [1, 2].

Имитационное моделирование и анализ на чувствительность позволяют, с одной стороны, в результате моделирования получить наиболее адекватные реальности и рациональные плановые решения, а также ответы на вопросы типа “что, если”, с другой – принимать окончательное решение на основе субъективных оценок. Такое моделирование наиболее полно соответствует сути управления экономическими системами.

Применение имитационного моделирования позволяет  балансировать плановые задания по подрядным строительно-монтажным работам со всеми видами ресурсов, оценить реальность и стабильность принимаемых плановых решений, вырабатывать решения по предотвращению возможных отклонений в процессе реализации плана.

Имитационные модели могут быть использованы для решения ряда задач планирования:

·                   составления бизнес-планов развития строительных организаций;

·                   определения эффективных вариантов годового плана строительства;

·                   формирования и корректировки оперативных планов строительного производства.

Имитационное моделирование применительно к деятельности малых строительных организаций позволяет создать эффективную и гибкую систему планирования.

В реальных, постоянно изменяющихся условиях, основным требованием к бизнес-плану является его адаптивность, то есть возможность корректировки в соответствии с изменениями внешних факторов.

Предлагается модель формирования и корректировки бизнес-плана. Блок-схема модели показана на рис. 1. Модель отражает основные взаимосвязи разделов бизнес-плана и последовательность проведения плановых расчетов для строительных организаций, выполняющих отдельные комплексы работ, что характерно для малых строительных организаций. Бизнес-план формируется на основе маркетинговых исследований, которые определяют спрос на продукцию и размещение заказов, уровень цен на работы и услуги, условия  и  цены при­обретения материалов, техническое развитие в данной сфере производства. Маркетинг строительной организации способствует формированию портфеля заказов и заключению договоров подряда.


 

 

 

 


                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложенная имитационная модель формирования и расчета плана может работать и как оптимизационная. На рис. 2. показана модель оптимизации.

 

Рисунок 2 – Модель оптимизации бизнес-плана

Условные обозначения: Rпл – планируемый уровень рентабельности, %, Rр – расчетный уровень рентабельности, %,

 

В качестве критерия оптимальности принимается уровень рентабельности производства. С этой целью обосновывается расчетный уровень рентабель­ности, значение которого принимает сама строительная организация. Обычно сегодня этот уровень определяется в пределах 15 – 20 процентов, что достаточно для развития и эффективной работы малой строительной организации. Если плановый уровень рентабельности меньше принятого, то производится корректировка разделов бизнес-плана (инновационной и производственной деятельности) таким образом, чтобы уровень плановой рентабельности был не меньше установленного организацией, то есть, чтобы соблюдалось выполнение условия Rпл ³ Rр  (см. рис. 2).

Литература

1.      Куликов Ю.А. Имитационные модели и их применение в управлении строительством / Ю.А. Куликов. – Л.: Стройиздат, 1983. – 224 с.

2.      Перминов С.Б. Имитационное моделирование процессов управления в экономике / С.Б. Перминов. – Новосибирск: Наука, 1981. – 214 с.

Сайт управляется системой uCoz