ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

 

Барыбина О.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The main directions of power engineering strategy are given in this article

 

В мае 2003г. Правительство России на своем заседании одобрило Энергетическую стратегию России на период до 2020 г. Ее целью и высшим приоритетом является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Энергетическая стратегия не есть прогноз либо директивный план на достаточно длительную перспективу, а система основных утверждений о приоритетах а направлениях, возможностях и стимулах, условиях развития энергетики и, в частности, газовой отрасли на основе имеющегося ресурсного потенциала и обоснованных потребностях общества(1).

Несмотря на многообразие оговоренных в стратегии возможных вариантов развития событий (оптимистический, благоприятный, умеренный и критический), документ предусматривает устойчивый рост практически по всем направлениям – и в области добычи, и в сфере потребления энергоресурсов, а также по части их экспорта и тарифно-ценового фактора.

Так, оптимистический и благоприятный варианты, рассчитанные на высокую цену на газ, предполагают к 2020 году увеличить его добычу до 710-730 млрд. куб. м. Подобное развитие событий позволит к 2020 году относительно уровня 2000 года в 3.3 раза увеличить объем ВВП.

На современном этапе энергоемкость российского ВВП в 2,3 раза превышает среднемировой показатель и в 3,1 раза – уровень стран Евросоюза. Энергетическая стратегия развития России предусматривает двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП.

Стратегия предполагает сохранение роста ВВП даже при критическом развитии событий, правда, не в столь огромных масштабах. Пессимистического варианта не выдержит лишь газ, объемы добычи которого, как ожидается, могут сократиться в этом случае до 610 млрд. куб. м (уровня первой половины 90-х годов)(1).

Энергетический сектор России успешно решал и пока решает задачи жизнеобеспечения общества (энергоснабжение потребителей, стимулирование промышленного производства дешевизной поставляемых энергоносителей и заказами для ТЭК, привлечение инвестиций, пополнение бюджета, межрегиональную интеграцию и геополитическую стабильность), но в долгосрочной перспективе не может быть доминирующим фактором устойчивого развития страны.

Экономическая стратегия России ориентирована на достижение нашей страной к 2020 г. нынешних показателей качества жизни населения среднеразвитых европейских стран с ростом ВВП по отношению к 1990 г. в 1,65 раза (3 раза по отношению к 1998 г.), со среднегодовыми темпами 4,5-5%.

Рисунок 1- Прогнозируемые объемы ВВП и энергопотребления на душу населения России (1)

 

Для того чтобы достичь прогнозируемого уровня развития экономики, и производителям, и потребителям топливно-энергетических ресурсов необходимо решить двойную задачу. С одной стороны – обеспечить рост производства энергоресурсов, а с другой – существенно повысить эффективность их использования. Достижение высоких темпов роста ВВП возможно только в случае коренного повышения энергоэффективности в экономике.

К сожалению, пока что энергоемкость национального дохода РФ в 3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран (1). Поэтому энергетическая стратегия России предусматривает, во-первых, структурную перестройку экономики, выражающуюся в росте доли сферы услуг и высокотехнологичных производств, и, во-вторых, реализацию организационных и технологических мер энергосбережения.

Реализация первого направления позволит ежегодно экономить более одного миллиарда тонн условного топлива. По второму направлению – порядка 400 миллионов тонн, одна треть из которых приходится на отрасли топливно-энергетического комплекса, еще треть – на другие отрасли промышленности и свыше четверти – на коммунально-бытовой сектор.

Параллельно с энергосбережением стратегией предусмотрены многовариантные расчеты возможных объемов производства топливно-энергетических ресурсов, в соответствии с которыми при расчетных темпах прироста ВВП необходимо добавить к 2020 году не менее 700 млрд. кубометров газа (рис.2)

 

 

Млрд.куб.м.

Рисунок 2- Прогнозируемый объем добычи природного газа в России (благоприятный сценарий)

 

А к 2010 году стратегией предусмотрено довести добычу газа уже до 655 млрд. кубометров. Однако этих параметров можно достичь только при условии ежегодной нормализации ценовой политики, то есть при повышении цен на внутреннем рынке ежегодно на 15-20 процентов. И никакие компромиссы здесь невозможны. Значительный рост внутрироссийских цен на газ необходим уже в текущем пятилетии затем, чтобы к 2007 году сделать для производителей газа равновыгодными поставки газа на внутренний и зарубежный рынки. В случае создания таких условий может быть реализован благоприятный сценарий развития газовой промышленности.

·                        Рост внутренних цен на газ, к 2005г. в 1,9-2,1 раза против уровня, сложившегося на 01.03.2002г.

·                        Обеспечение доступа независимых производителей газа к системе магистральных газопроводов и на экспорт.

·                        Совершенствование системы недропользования и налогообложения.

При сохранении низких цен на газ, не обеспечивающих газовую отрасль необходимыми инвестиционными ресурсами, а также при существующих условиях недропользования и налогообложения не исключен вариант развития отрасли по критическому сценарию. При этом добыча природного газа в России к 2020 году не превысит 550-560 млрд. куб. м, в том числе ОАО «Газпром» - 470 млрд. куб. м (рис.2.3). Такое развитие отрасли болезненно отразится и на российских, и на европейских потребителях газа.

Поэтому стратегия предусматривает постепенное повышение цен в России на газ с переходом с 2005г. к соотношению цен «уголь-газ» 1:1,2, а затем – к 2010 г. – к соотношению 1:1,8 .

Одновременно стратегия прогнозирует устойчивый рост экспорта российских энергоресурсов и, в частности, газа. В зависимости от сценария развития событий, его объем может возрасти за 15 лет на 20-25% или на 35-56%. И только при низких ценах экспорт энергоресурсов придется сократить на 8-10% относительно достигнутого ныне уровня.

Политика регулирования тарифов естественных монополий также не вышла за рамки интересов сырьевых компаний. В окончательном варианте стратегии будет предусмотрено увеличение тарифов на газ к 2006 году до 1000 куб. м, а к 2020 – до 60-65 долл. за тысячу кубометров. Эти цифры вполне устраивают газового монополиста страны. «Газпром», как неоднократно утверждали представители, чтобы покрыть основные расходы компании, необходимо обеспечить рост тарифов к 2006 году до уровня 45 долл. за тысячу кубометров.

В рассматриваемой перспективе ожидается существенный рост объемов добычи газа независимыми производителями: с 71,5 млрд. куб. м (12%) в 2002 году до 170-180 млрд. куб. м (25%) в 2020 году (рис.3).

Рисунок 3- Прогнозируемый объем добычи газа по регионам России, млрд. куб.м

 

Таким образом, прирост добычи газа обеспечат независимые производители, а добыча по ОАО «Газпром» будет оставаться стабильной на протяжении всего рассматриваемого периода. В региональном зонировании добыча газа будет осуществляться как в традиционных газодобывающих районах, основным из которых является Западная Сибирь, так и в новых нефтегазовых провинциях ( в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на Европейском Севере и п-ве Ямал). К настоящему времени базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны: Медвежье – на 75,6%, Уренгойское (сеноман) – на 65,4%, Ямбургское (сеноман) – на 54,1%. В 2003 году на месторождениях, вступивших в стадию падающей добычи, получено свыше 80% газа в России.

Понятно, что рост цен на газ оказывает влияние на состояние экономики. Например, по расчетам Минэкономразвития, рост цен на газ на 100% приводит к росту цены на электроэнергию на 12%, а инфляции – на 1,25% Руководство ОАО «Газпром» планирует увеличение цены на газ на 50% только для промышленных потребителей. Цены же для населения увеличатся незначительно.

Поэтому сегодня и стоит вопрос о необходимости поэтапного, и главное – безболезненного повышения цен на газ. Стоит жестокий выбор: или происходит стабилизация добычи и улучшений технических показателей газотранспортной системы, или эти показатели начнут негативно сказываться на всей экономике.

В целом, результаты мониторинга Энергетической стратегии России пока не дают оснований для оптимизма.

Литература

1. Бушуев В.В. Энергоэффективность как главное направление энергостратегии России// Вопросы регулирования ТЭК: регионы и Федерация. -2003. -№3. -С.42.

2. Аналит. журн. Газовый бизнес. РГО , 2005. – март-апрель, июль-август.

Сайт управляется системой uCoz