МЕТОДИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГАЗА

 

Барыбина О.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

This work is investigated the reform systematic and economic aspects of gas-complex and its possibilities of utilization the management analysis. Which is the instrument of the development the corporative strategy of gas-company

 

Реформирование естественных монополий представляет собой неотъемлемую составную часть всего комплекса реформ, проводимых в нашей стране и, наряду с реформой налогового законодательства, судебной системы, государственного аппарата и другими, столь же важными и неотложными, является краеугольным камнем дальнейшего развития российской экономики. Без осуществления эффективных, взвешенных и энергичных реформ невозможен не только рост, но и сохранение существующих объемов промышленного производства в стране, а также создание благоприятного инвестиционного климата, необходимого для модернизации основных производственных фондов.

По нашему мнению, работа над стратегией реформирования газовой отрасли в течение последнего времени сдерживалась, и только с 2003 года в России начался этап системной реорганизации газового комплекса. Вместе с тем, реформирование рынка газа является необходимой и неотложной задачей. Газодобывающая промышленность представляет собой системообразующую отрасль страны, является одним из основных источников доходов государства и его крупнейшим экспортным ресурсом. Однако, при ситуации, сложившейся в отрасли, общий объем природного газа, добываемого в стране, начиная с 2005 года, по прогнозам экспертов, не сможет обеспечивать совокупно внутренний спрос, и поставки на экспорт, а к 2010 году растущий дефицит газа может привести к энергетическому кризису.

Ситуация с регулируемыми ценами на энергоносители стала одной из проблем на пути вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Государства Европейского Союза и другие члены организации хотят видеть конкретную программу реформ естественных монополий, которая была бы утверждена и реализовывалась в нашей стране.

Осознавая неотложность реформирования газовой отрасли, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) в инициативном порядке принял решение подготовить собственный вариант концепции реформы, для чего в феврале 2002 года была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители газодобывающих компаний, потребителей газа, государственных организаций, профессиональные эксперты.

В ходе деятельности рабочей группы РСПП рассматривались предпосылки необходимости реформирования газовой отрасли, анализировалась текущая ситуация и перспективы развития, порядок осуществления структурных и организационных изменений.

По мнению рабочей группы РСПП, реформа газовой отрасли должна осуществляться в следующих основных областях:

-  формирование новых принципов построения рынка газа;

-  ценообразование и контроль за влиянием роста цен газа на потребителей;

-  организационные и структурные преобразования;

-  изменение системы транспортных тарифов;

-  создание новых условий поставки газа на экспорт;

-  оптимизация системы налогообложения.

План – график первого этапа концепции реформ Рабочей группы РСПП  в 2003-2005 г. включает в себя следующие мероприятия:

1. Создание некоммерческой организации "Координатор рынка газа".

2. Передача ЦПДУ в 100% дочернюю компанию "Газпрома" ОАО "Ространсгаз";

- переход на новую единую для всех субъектов рынка схему определения транспортных тарифов - " Точка входа - Зона (Точка) выхода";

- определение порядка и гарантий со стороны ООО "Газэкспорт" поставки на внешний рынок части объемов независимых производителей; подписание комиссионных соглашений на экспорт этих объемов.

3. Передача ОАО "Газпром" в ОАО "Ространсгаз" основных фондов связанных с транспортировкой и хранением газа; изменение системы налогообложения: отмена акциза на реализацию газа, введение дифференцируемого налога на пользование природными ресурсами, введение единой таможенной пошлины, налога на потребление.

4. Подведение итогов первого этапа и принятие программы дальнейшего хода реформы.

С 2006 года в дальнейшем ходе реформы рабочей группой РСПП предлагается проведение следующих мероприятий:

-  при достижении конкурентного состояния рынка газа - полная либерализация рынка с отменой административного регулирования. Решение вопроса о сохранении регулируемых поставок газа для социально чувствительных и стратегически значимых категорий потребителей, либо перехода на систему адресных дотаций этих категорий;

-  оценка эффективности проведенных в отрасли организационных изменений; дальнейшая оптимизация структуры отрасли;

-  корректировка политики экспорта газа с учетом складывающихся внешнеэкономических условий, хода либерализации и требований Европейского рынка, а также состояния внутрироссийского рынка газа.

Следует отметить, что представленная концепция реформ рабочей группы РСПП носит лишь концептуальный характер. Ее практическое использование нереально без повторного проведения расчетов экономических показателей, без осуществления выверки финансовых, организационных и юридических аспектов реформы.

В науке существуют утверждения о том, что для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности какого-либо предприятия руководство организации формирует концепцию (физическую и финансовую) собственного развития. Концепция - это система взглядов на то или иное понимание явлений и процессов, единый, определяющий замысел. Эта концепция должна основываться на сохранении стоимости предприятия.

Если говорить об экономике России, то она всецело зависит от политической среды. Невозможно, на наш взгляд, российским компаниям по реализации газа считать это влияние не определяющим. Вместе с тем  степень воздействия всех факторов (внутренних, внешних) на рыночную позицию компании различна, поэтому при оценке влияния их на деятельность хозяйствующего субъекта необходимо проранжировать все факторы, воздействующие на экономическую среду.

Такое ранжирование позволит верхнему эшелону управления хозяйствующим субъектом сосредоточить внимание на основных факторах, воздействующих на экономику компании, так как тщательное исследование всех разнообразных ситуационных факторов - внешних и внутренних - исходная точка формирования стратегии.

Внутренние факторы формируются самим хозяйствующим субъектом, высшим эшелоном менеджмента. В связи с этим всесторонний анализ внутренних факторов очень важен для принятия управленческих решений, позволяющих увидеть границы производственных и сбытовых возможностей организации и определить те направления преобразований, которые дадут максимальный экономический эффект на перспективу.

Управленческий анализ направлен на выявление и детальное исследование проблем обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ компании. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов компании стратегическим задачам обеспечения и поддержания ее конкурентных преимуществ, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям стратегических задач компании отличает управленческий анализ от анализа хозяйственной  деятельности.  Важность  и  необходимость  проведения управленческого обследования определяется также изменением парадигмы управления в переходный период экономики, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В настоящее время, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов должен стать отправной точкой разработки стратегии компании по реализации газа и планирования ее деятельности. Логика планирования «от ресурсов - к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских предприятий.

Сложнейшей методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей в едином учетно-аналитическом пространстве компании по реализации газа.

Таким  образом,  информация  учетно-аналитического  пространства предназначается для конкретных объектов, то есть устанавливаются границы его применения (функционирования) и выполняемые задачи (функции). Для обозначения подобных объектов пользуются термином «предметная область». Предметной областью в данном случае выступает учетно-аналитическая информация.  Аналитической может стать любая информация, если она служит целям анализа, в том числе функциональная (плановая, учетная или синтезированная).

Объединение функциональных подсистем в единую учетно-аналитическую систему важно с организационно-технологических позиций.

Приведенные выше информационные массивы образуют в совокупности внутренний фонд, который используется в качестве аналитического в одном из видов экономического анализа. В условиях рыночной экономики требуется дифференциация анализа на внутренний и внешний (финансовый). Внутренний управленческий анализ базируется на управленческом учете и служит для информационно-аналитического  обеспечения  администрации,  руководства компании. Внешний (финансовый) анализ - основывается на финансовом учете и предназначен, в частности, для обслуживания внешних пользователей информации о компании.  При  этом  компании  выступают,  как  правило, самостоятельными субъектами экономического анализа по данным публичной финансовой отчетности. И если оперативный учет и анализ составляют базу принятия оперативных тактических решений, то финансовый учет - база для ретроспективного анализа и принятия стратегических управленческих решений. На практике эти виды учета и анализа взаимодействуют, и менеджеры пользуются всеми видами учетно-аналитических данных. 

В условиях рыночной экономики существенно возрос интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации о финансовом состоянии и деловой активности компании по реализации газа. Все субъекты рыночных отношений - собственники (акционеры), инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, страховые компании, рекламные агентства  заинтересованы в однозначной оценке конкурентоспособности и надежности своих партнеров. Такую оценку можно получить различными методами и с использованием различных критериев (широко известен, например, метод балльной оценки).

Таким образом, управленческий анализ необходим компании по реализации газа при разработке корпоративной стратегии ее развития в целом для реализации эффективного менеджмента. Учетно-аналитическая информация, используемая для осуществления управленческого анализа позволяет выявить резервы и возможности компании, определить направления адаптации ее внутренних возможностей к изменениям условий внешней среды.

Литература

1. Газпром: аналитические приложения к журналу «Нефтегазовая вертикаль», 2000-2001г.

2. Комков Н.И., Кротова М.В. Методы анализа стратегий развития компании ОАО «Газпром» // Проблемы прогнозирования.- 2003. -№1.

Сайт управляется системой uCoz