ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Ариничев В.Н. (ФГОУ ВПО РГАУ–МСХА имени К.А.Тимирязева, г.Москва, РФ)

 

There’s examined an essence of agricultural technical potential, assessed of its present state and exposed of problems of its functioning.  Author of article considers the main ways of its development in conditions of transition to the market economy. 

 

Технический потенциал сельского хозяйства определяет возможность выполнения необходимых видов и объемов механизированных работ по производству продукции и достижению поставленных целей.

В связи с этим стоят задачи обеспечения определенного уровня оснащения сельскохозяйственного производства современными машинами и орудиями,  поддержания их в работоспособном состоянии и организации эффективного использования квалифицированными кадрами по прогрессивным технологиям.

Формирование технического потенциала необходимо осуществлять на основе использования достижений и перспектив развития научно-технического прогресса, с учетом отечественного и мирового опыта.

Многоаспектность понятия «технический потенциал» и сложность стоящих задач диктуют необходимость проведения комплексных исследований обозначенной проблемы. Вопросы воспроизводства технического потенциала сельского хозяйства должны решаться с учетом их тесной взаимосвязи с процессами в сфере сельскохозяйственного машиностроения, системе инженерно-технического сервиса, возможностями освоения прогрессивных технологий и кадровым обеспечением.

В настоящее время в сельхозмашиностроении функционирует 950 предприятий, в том числе 205 специализированных. Однако в 2005 году по сравнению с 1990 г. в России было произведено в 22 раза меньше тракторов, в 9 раз меньше зерноуборочных комбайнов, в 20 раз меньше кормоуборочных комбайнов (табл.1).

 

Таблица 1 – Производство сельскохозяйственной техники (тыс. ед.)

Виды техники

1990г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Тракторы                                          

 214,0

   19,2

   14,2

    9,2   

    8,0

8,7

9,6

Комбайны:

 

 

 

 

 

 

 

   зерноуборочные

   65,7

     5,2    

     9,1

    7,5

    5,4

7,9

7,5

   кормоуборочные

   10,1

    0,5  

    1,0 

    0,6

    0,5

0,5

0,5

Тракторные плуги

   85,7   

    2,8

    3,1

    2,3

    1,0

1,2

1,8

Тракторные сеялки

   51,1

    5,2

    6,4

    5,3 

    4,1

5,7

6,5

 

Производственные мощности по выпуску тракторов используются менее чем на 10%, зерноуборочных комбайнов, отдельных видов машин и орудий шлейфа на 30 – 40%. Технологический уровень на российских заводах существенно отстал от достижений мирового машиностроения. Технико-эксплуатационные, экономические, эргономические и экологические характеристики машин уступают лучшим мировым образцам.

Недостаточно развит типаж и медленно происходит обновление номенклатуры выпускаемой техники. Отечественная промышленность не может предложить комплекса машин ни по одной возделываемой в стране культуре. В то же время фермеры Западной Европы имеют выбор из более чем семи сотен модификаций тракторов мощностью от 17 до 450 л.с. В Европе и США производится около 150 марок зерноуборочных комбайнов с двигателями мощностью от 80 до 440 л.с., которые предназначены для уборки зерновых культур с урожайностью от 30 до 120 ц/га и более.

Сокращение отечественного производства сопровождается увеличением импорта сельскохозяйственной техники. Западные фирмы ведут поиск путей закрепления на перспективном российском рынке. Например, предоставляется возможность импортерам получить многомиллионные кредиты на льготных условиях (2-3% годовых) на срок до 5 лет. Налог на добавленную стоимость отечественный производитель платит еще на стадии создания техники, а иностранная компания имеет возможность или вообще не платить НДС, используя механизм внесения стоимости машин в уставный капитал предприятия, или растянуть выплаты на несколько лет, используя режим временного таможенного ввоза. На практике широко используется занижение декларируемой стоимости ввозимой техники. Экономически оправданным присутствием зарубежных производителей является не более 20% продаж на рынке. Однако в 2004г. импорт составил 2/5 всего российского рынка и продолжает возрастать. В 2005 было импортировано (без учета Республики Беларусь) сельхозтехники на 902 млн. долл., что в 1,7 раза больше, чем в 2004 г. При этом, по данным Союзагромаша, реальная стоимость ввезенной продукции сельхозмашиностроения выше декларируемой на 30-35%. В 2005 году было импортировано 1576 зерноуборочных комбайнов, 4489 тракторов, что соответственно на 38% и 89% больше, чем в 2004г.

Из-за низкой покупательной способности сельскохозяйственных товаропроизводителей, продолжающегося роста цен на технику машинно-тракторный парк катастрофически снижается (табл. 2).

 

Таблица 2 – Наличие техники в сельскохозяйственных организациях (тыс.ед.)

Виды техники

1990г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Всего тракторов

1366

818

764

707

641

581

535

Комбайны:

зерноуборочные

 

408

 

199

 

186

 

173

 

158

 

144

 

140

кормоуборочные

121

60

55

50

44

39

38

Свеклоуборочные машины

25

13

12

11

10

9

8

 

Обеспеченность сельхозтоваропроизводителей по сравнению с нормативной составляет по тракторам и зерноуборочным комбайнам 45%, кормоуборочным комбайнам – 63, машинам шлейфа 30 –70%.

Из-за недостатка техники ухудшается состояние сельскохозяйственных угодий, сокращаются посевные площади, не соблюдаются технологии возделывания и уборки культур, увеличиваются потери урожая, снижаются объемы производства и качество продукции. Снижение технического потенциала сельскохозяйственного производства приводит также и к тяжелым социальным последствиям – сокращению рабочих мест, росту безработицы на селе, уменьшению доходов населения и т.д.

Как отмечалось выше, важнейшим фактором, определяющим успешное восстановление и эффективное использование технического потенциала сельского хозяйства, является уровень развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения. В настоящее время оно не способно в полной мере удовлетворить спрос на современную производительную и надежную технику.

При сохранении отставания отечественной техники по основным эксплуатационным характеристикам от зарубежной можно прогнозировать, что с повышением экономической эффективности сельскохозяйственного производства, ростом его доходности и количества прибыльных организаций будет возрастать спрос на дорогие, но более надежные и производительные импортные машины.

Взаимообусловленность отечественного сельхозмашиностроения и технического потенциала сельского хозяйства диктует необходимость разработки, определения источников финансирования и практической реализации взаимоувязанных программ их развития.

Ведущая роль должна принадлежать государству. Так как обеспечение высоких темпов научно-технического прогресса является одной из основных функций государства, необходимо предусмотреть финансирование из средств федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию приоритетной техники нового поколения.

Например, затраты на исследования и разработки компании Claas за последние 5 лет колебались от 3,6% до 5% от оборота и в 2005г. составили 78,9 млн.евро. Компания «John Deere» вкладывает в проведение только научных исследований 1 млн. долл. в день, а с учетом освоения производства перспективных моделей более 500 млн. долл. в год. Это составляет почти половину суммы оборота всего сельскохозяйственного машиностроения России. В свою очередь, когда многие предприятия сельхозмашиностроения являются частными, им также следует принимать самое активное участие в финансировании разработок и освоении нововведений.

Необходима система мер государственной поддержки направленных и на защиту отечественных производителей, осуществление протекционистской политики. Такие страны как Бразилия, Аргентина, Индия, Румыния, Венгрия и др. стремятся развивать собственную промышленность, используя технологии и инвестиции индустриально развитых стран. Показателен опыт Китая, который в первую очередь защитил свой рынок от готовой техники. Для этого существует целая система механизмов: администрирование, меры таможенного регулирования, квоты, импортные пошлины и др.

Техника новых поколений должна удовлетворять требованиям прогрессивных энергосберегающих и низкозатратных технологий, позволяющих осуществлять высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции. Важная роль в решении данного вопроса принадлежит созданию совместных предприятий с ведущими зарубежными производителями сельскохозяйственной техники, что позволит применять передовые промышленные технологии, привлечь иностранных инвесторов и ускорит насыщение рынка современной техникой высокого качества по доступным ценам.

Обеспечение производительной и надежной техникой позволит повысить экономическую эффективность сельскохозяйственных организаций, увеличить их покупательную способность, что в свою очередь будет стимулировать дальнейшее развитие предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

В настоящее время основными механизмами государственной поддержки восстановления технического потенциала сельского хозяйства являются лизинг и формирование доступной и эффективной финансово-кредитной системы.

С начала (в 2001 году) деятельности государственная компания ОАО «Росагролизинг» заключила 2510 договоров лизинга сельхозтехники. Было поставлено 20994 единицы техники. В настоящее время уставный капитал компании составляет 19,3 млрд. руб. За 2006 год планируется увеличение уставного капитала на 12 млрд. рублей.

Важным направлением развития лизинга является создание и расширение деятельности региональных лизинговых фондов, которым следует привлекать средства заинтересованных инвесторов и развивать конкурентные условия с федеральной системой лизинга.

Необходимо создание условий для развития коммерческого лизинга, способного привлечь значительные частные средства и тем самым ускорить решение проблемы восстановления технического потенциала отрасли. Задача государства заключается в том, чтобы создать мотивации и гарантии для коммерческих банков и других финансовых структур.

В настоящее время выделяются бюджетные ассигнования на субсидирование процентных ставок в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России по инвестиционным кредитам. Использование этого источника финансирования  позволило существенно пополнить парк сельскохозяйственной техники. На 2006 год планируются расходы на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в объёме 13,5 млрд. руб. На пополнение уставного капитала Россельхозбанка планируется выделить 3,7 млрд. руб.

Необходимо дальнейшее совершенствование систем и схем лизинга и кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие конкуренции в данных сферах деятельности.

Сайт управляется системой uCoz