ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АВТОСЕРВИСА

 

Лукавский П.Б., Лобанов В.Н. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Ways of improvement of functioning regional system of car-care center.

 

В  источниках технической информации, посвященных  организации автомобильного сервиса за рубежом, указывается, что высокая насыщенность легковыми автомобилями в экономически развитых странах обусловила создание в них  широкой сети предприятий автосервиса. При этом подчеркивается, что организация такой разветвленной и хорошо налаженной сети предприятий по предоставлению необходимого комплекта услуг их потребителям является одним их важнейших путей освоения новых рынков сбыта автомобилей.  Поэтому, один из главных принципов организации обслуживания автомобилей за рубежом состоит  в том, что «кто производит, тот и обслуживает автомобили», но при этом широко привлекаются и другие предприятия и фирмы. Однако ответственность за организацию обслуживания и ремонта в течение всего гарантийного периода эксплуатации автомобилей несет, как правило, автомобилестроительная фирма-изготовитель.

Для претворения в жизнь вышеуказанного принципа организации автосервиса за рубежом автомобилестроительными фирмами в регионах создаются фирменные автосервисные предприятия по проведению технического обслуживания и ремонта автомобилей клиентов [1].

Фирменные автосервисные предприятия финансово и административно подчинены фирмам изготовителям автомобилей. Крупнейшая автомобилестроительная фирма «Рено» (Франция), например, имеет широкую фирменную сеть по обслуживанию своих автомобилей, которая насчитывает во всем мире около 12000 предприятий, в том числе 5000 во Франции.

В состав фирмы входит управление по обслуживанию автомобилей, которое занимается вопросами их технической эксплуатации по всей сети предприятий автосервиса, разрабатывает единую технологию и организацию производства, оказывает техническую помощь при проектировании и реконструкции предприятий и т.д. Управлению подчинены головные фирменные предприятия автосервиса, расположенные по всей территории Франции, в 12-ти, так называемых, «коммерческих зонах». Это мощные, хорошо оснащенные предприятия, определяющие техническую политику автомобилестроительной фирмы. Этим головным фирменным предприятиям подчиняются средние предприятия концессионеров, которым, в свою очередь, подчинены небольшие предприятия дилеров (независимые предприниматели, работающие с автомобилестроительной фирмой на договорных началах).

Другие крупные фирмы, производящие автомобили, имеют принципиально ту же схему сети предприятий, то есть управление – головные фирменные предприятия – предприятия концессионеров – дилеры. При этом основной задачей всей сети фирменных предприятий является увеличение объема продаж автомобилей на базе повышении качества предоставляемых услуг их клиентам.

Однако преимущественно обслуживание и ремонт автомобилей за рубежом осуществляют, так называемые, независимые предприятия, не связанные в финансовом отношении с автомобилестроительными фирмами. В США таких предприятий около 60 %, в Японии – более 70 %. Широко они также распространены в Англии, Франции, Германии. Основной деятельностью этих предприятий является техническое обслуживание и ремонт, производство гаражного оборудования и другие работы, тесно связанные с обслуживанием автомобилей. Кроме того, существует сеть предприятий автосервиса, принадлежащая страховым компаниям, которые ремонтируют в основном после аварий застрахованные автомобили, нефтяным компаниям, содержащим автозаправочные станции и др.

Таким образом, для современных зарубежных предприятий автосервиса характерно выполнение различных функций: продажи и покупки новых и подержанных автомобилей, продажи запасных частей, продажи топлива и масел, производства различных работ по ТО, ТР, диагностированию и т.п. Это привело к созданию различного типа предприятий автосервиса, как по назначению, так и по видам выполняемых услуг.

Несмотря на многообразие предприятий автосервиса по представлению различных  услуг их потребителям, большинство зарубежных  автомобильных сервисных предприятий имеют небольшие размеры. Анализ и обобщение зарубежных данных показывает, что 45-50 % предприятий автосервиса имеют 3-9 автомобиле – мест; 20-25 % - от 10 до 19; 15 – 20 % - от 20 до 35 и  10 – 15 % - свыше 35 автомобиле – мест. Средняя численность работающих на этих  предприятиях: США – 4,2 чел; Франция – 4,5 чел; Италия – 5,2 чел.

Таким образом, для организации автомобильного сервиса по легковым автомобилям за рубежом являются характерными: наличие широкой сети различных предприятий автосервиса по предоставлению услуг потребителям продукции автомобилестроительных фирм; разнообразие типов предприятий, специализирующихся на выполнении определенных видов работ; выполнение значительного объема работ по ТО и ремонту на предприятиях общего назначения, несмотря на большое число специализированных предприятий; наличие в системе ТО и ремонта в основном мелких предприятий с небольшим числом работающих.

Ниже рассматриваются пути улучшения функционирования первой подсистемы автосервиса, с которой приходится иметь дело будущему владельцу автомобиля, а именно: подсистемы продажи автомобилей, запасных частей и принадлежностей к нему.

Для достижения основной цели автосервиса как инфраструктуры автомобильного транспорта – обеспечения социально-экономической эффективности автомобиля (максимального использования заложенных в  автомобиле возможностей) необходима реализация следующих требований:

- удовлетворение спроса на автомобили по количеству, качеству, классу, модели, модификации, варианту комплектации, цене и предназначению;

- удовлетворение спроса на запасные части и приспособления к автомобилю;

- удовлетворение спроса, связанного с технической эксплуатаций        автомобилей;

- удовлетворение спроса на услуги, связанные с поддержанием и восстановлением работоспособности автомобиля в процессе его эксплуатации;

- удовлетворение потребностей лиц, которые пользуются автомобилями;

- создание эффективной системы обеспечения безопасности движения и устранения вредного влияния автомобиля на окружающую среду и общество.

По аналогии с зарубежной практикой крупные автомобилестроительные фирмы нашей страны также создают сеть автосервисных предприятий.

При этом, очевидно, что одновременное внедрение указанного принципа и реализация первого требования зависит как от эффективности работы самой автомобилестроительной фирмы,  характеризуемой, в первую очередь, потребительскими свойствами своей продукции, так и от эффективности функционирования в регионе её фирменной сети предприятий автосервиса.

В качестве примера решения проблемы повышения эффективности функционирования региональной системы автосервиса рассмотрим основные направления деятельности самой крупной автомобилестроительной фирмы в нашей стране по производству легковых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ».

Для реализации  первого требования развития автосервиса автомобилестроительная фирма ОАО «АвтоВАЗ» в последние годы интенсивно ведет аботы как по модернизации уже выпускаемых, так и по созданию и постановке на производстве новых, более совершенных моделей и модификаций автомобилей.

Так, например, в ноябре 2004 года ОАО «АвтоВАЗ» начало производство нового семейства автомобилей класса «В» по европейской классификации «Лада-Калина». На 2005 год было запланировано выпустить более 18000 автомобилей первой модели этого семейства: ВАЗ-1118 «Калина» с кузовом  седан.

Этот автомобиль отличают не только современный дизайн и новый удобный интерьер, «Калина»  соответствует всем действующим и перспективным требованиям по безопасности и токсичности, на которые ориентируются мировые автопроизводители. Автомобиль оснащен двигателем объемом 1,6 л с системой электронного управления впрыском топлива и зажиганием, легкими надежными тормозами, эластичной подвеской. «Калина» - первый серийный российский автомобиль, который будет в базовом исполнении комплектоваться электроусилителем рулевого управления.

Проектирование автомобиля выполнялось методами математического моделирования, в результате чего удалось значительно сократить сроки работ и добиться высокого качества изготовления автомобиля.

Автомобиль, компактный снаружи, но весьма просторный внутри, удобен для потребителей.

«Лада-Калина» будет выпускаться на новом оборудовании, в  новых цехах, наиболее квалифицированным персоналом. Фактически построен современный автосборочный завод. Впервые в истории отечественного автомобилестроения сборка будет осуществляться по модульной схеме – точно такая же технология применяется лидерами мировой автомобильной промышленности. В 2006 году фирма ОАО «АвтоВАЗ» должна начать выпуск модели «Лада-Калина»-1119 (пятидверного хэтч-бека), а в 2007 году «Лада- Калина»-1117 (с кузовом универсал).

Таким образом, автомобилестроительная фирма ОАО «АвтоВАЗ» за счет быстрого наращивания выпуска легковых автомобилей новой модели в ближайшее время должна увеличить объем общего выпуска легковых автомобилей на 220 тысяч штук в год дополнительно к существующему производству и доведёт его до 1 млн. штук в год.

В ближайшей перспективе обновления модельного ряда автомобилестроительной фирмы значится последняя модель  - проект 2170, которая по потребительским свойствам выше «Калины».

Фирмой непрерывно вносятся также значительные изменения в ранее разработанные и остающиеся в производстве модели автомобилей.

На основании изложенного можно констатировать  тот факт, что автомобилестроительная фирма ОАО «АвтоВАЗ» в условиях рыночной экономики вынуждена предпринимать значительные усилия по коренному улучшению потребительских свойств и обеспечению конкурентоспособности своей продукции на автомобильном рынке продаж с целью увеличения их объема и, таким образом, обеспечения стабильного финансового состояния фирмы.

В то же время, для достижения указанной цели, то есть увеличения объема продаж своей продукции, автомобилестроительная фирма  энергично и целенаправленно ведёт работы по развитию своей сервисно-сбытовой и обслуживающей сети предприятий автосервиса в регионах на всей территории страны.

Для осуществления этого направления деятельности на фирме создано управление по организации и  развитию сервисно-сбытовой сети  ОАО «АвтоВАЗ», которое разрабатывает для всех предприятий фирменной сети единые условия реализации продукции и технического обслуживания автомобилей. Для каждого из них обязательно соблюдение единой ценовой политики. Во многих крупных городах страны созданы и действуют управления региональных поставок (УРП) ОАО «АвтоВАЗ», через которые фирма взаимодействует со своими потребителями.

В соответствии с ёмкостью региональных рынков фирма распределяет квоты на отгрузку автомобилей. При этом вместе с продажами предприятию-дилеру вменяется в обязанность обеспечение обслуживания автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды. В ближайшей перспективе фирмой запланировано ввести в практику закрепление за каждым фирменным предприятием сервисно-сбытовой сети всего парка автомобилей «Лада», эксплуатирующихся в регионе. Таким образом, предприятия-дилеры будут отвечать за организацию качественных процессов реализации и обслуживания не только проданных ими автомобилей, но и всех автомобилей «Лада», зарегистрированных на их территории.

Сервисно-сбытовая и обслуживающая сеть ОАО «АвтоВАЗ» в настоящее время продолжает интенсивно развиваться.

Продажа новых и подержанных автомобилей в кредит, приём старого автомобиля с зачётом его стоимости при покупке нового, дополнительная антикоррозийная обработка кузова, установка сигнализаций, видеоаппаратуры – все эти и многие другие услуги нашли и находят широкое применение в фирменном автосервисе.

В конечном итоге, в разработанной в автомобилестроительной фирме программе повышения эффективности функционирования предприятий своей фирменной сервисно-сбытовой и обслуживающей сети подчёркивается, что  внедрение новых моделей автомобилей, а также обеспечение их покупателей необходимыми видами услуг на протяжении всего жизненного цикла автомобиля,  обеспечит стабильные позиции на рынке как самого ОАО «АвтоВАЗ», так и его партнёров по сервису и сбыту – фирменных предприятий автосервиса в регионах.

Литература

1. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. Учебник для ВУЗов. – М.: Транспорт, 1993. – 271 с.

 

Сайт управляется системой uCoz