ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ АВТОТЕХНИКИ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ВОЗГОРАНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Дмитрук Н.Н., Крупенин С.С. (УрГУПС, г. Екатеринбург, РФ)

 

Ways of improvement of a fire-engine design with the account of fire suppression on a railway transportation are stated in the given paper.

 

Возникновение пожара на железнодорожном транспорте приводит к разрушению транспортных коммуникаций, наносит непоправимый урон грузам, может привести к травмированию и гибели пассажиров и работников железнодорожного транспорта.

Для железнодорожного транспорта опасность, связанная с пожарами, заключается в следующих обстоятельствах [1]:

– на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки от самого пожара;

– пожары могут возникать не только в зданиях, но и в движущихся поездах (в вагонах и локомотивах), находящихся как на станциях, так и на перегонах, для тушения которых использование пожарного автомобильного транспорта не всегда возможно;

– по сети железных дорог перевозятся разнообразные грузы, которые могут самовозгораться при нарушении нормативного давления или температурного режима, что нарушает работу дороги, например, взрыв одной цистерны полностью парализует транспортный конвейер станции. 

В нашей стране организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана» МПС России (ФГП ВО МПС России), использующие для тушения пожарные поезда. Как правило, они прибывают на тушение за длительный период времени, когда очаг пожара уже слишком большой или материальные ценности невосполнимы. Ситуация  осложняется в связи с загруженностью железнодорожных веток. В некоторых случаях для организации тушения пожаров привлекаются городские или районные пожарные части, выезжающие на ликвидацию возгораний на автомобилях. Но не ко всем объектам на станции и тем более к подвижному составу на перегоне имеются  подъезды по автомобильным дорогам общего пользования с твердым покрытием, поэтому добраться до места пожара можно только по железнодорожному полотну. 

Создание опорного пожарного пункта [2] на железнодорожном транспорте объясняется необходимостью совместного использования пожарных автомобилей и пожарного поезда, благодаря чему можно повысить мобильность пожар­ных формирований при тушении пожаров на крупных станциях, особенно там, где имеется возможность подъезда к объектам по автомобильным дорогам. Движение пожарного поезда к месту пожара занимает больше времени (из-за осо­бенностей станции, расписания движения поездов и т.д.), чем автотранспорта, и поэтому в некоторых случаях рациональнее использовать пожарные автомо­били, а не пожарный поезд. Но возникший пожар на крупной станции или же на перегоне ставит очередную проблему для пожарных подразделений – отсутствие возможности автомобилей передвигаться через железнодорожные пути или по ним.

Решить эту проблему можно с помощью нового вида пожарной техники, передвигающейся как по дорогам с твердым покрытием, так и по железнодорожной колее. Автомобиль на комбинированном ходу, оснащенный дополнительной парой колес передвигается как по автодорогам, так и по железнодорожной колее. Данное инженерное решение позволяет значительно сократить продолжительность следования и делает возможным тушение пожаров в подвижном составе, находящемся на перегонах и станции (рис. 1).

Рисунок 1 - Базовый автолокомобиль

 

Для постановки нужного автомобиля на железнодорожную колею необходимо осуществить доработки следующих частей: рамы, переднего и заднего моста и их подвеска, вводятся детали крепления оборудования для движения по рельсам, в том числе гидравлического и электрооборудования, а также оборудование и приборы, необходимые при движении по железной дороге.

Оборудование для движения по рельсам включает в себя переднюю и заднюю тележки для удержания на рельсах, гидравлическую систему, электрогидравлическую систему управления рельсовым ходом.

Для того чтобы автолокомобиль оказался на рельсах, достаточно обыкновенного железнодорожного переезда. Время постановки на рельсы – 20 секунд.

 Для пожарных подразделений обязательными являются следующие пожарные автомобили: автоцистерна АЦП-40-6/3 (см. рис. 2), автолестница АЛ-30 (см. рис. 3), а также аварийно-спасательный автомобиль на базе «ГАЗели» (см. рис. 4) [3].

Рисунок 2 - Автоцистерна

 

Автоцистерна пожарная предназначена для доставки боевого расчета и тушения пожаров водой (из цистерн, пожарных гидрантов и водоемов), а также воздушномеханической пеной. Для эффективной работы пожарных подразделений необходимо иметь две автоцистерны.

Рисунок 3 - Автолестница

 

Автолестница предназначена для тушения пожаров, проведения вспомогательных работ на высоте до 30 метров. Для экстренной эвакуации людей с верхних этажей зданий лестница оснащена спасательным рукавом и «кубом жизни». Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы составляет 160 кг. Автолестница  на шасси «Урал» оборудована электронным прибором безопасности с дисплеем, отражающим состояние ее загруженности, оснащена мощным  гидравлическим насосом, увеличивающим скорость разворота лестницы. В ее конструкции применен опорно-поворотный контур, обеспечивающий надежное вывешивание автолестницы и автоматическую установку в горизонтальное положение. На автолестнице предусмотрен держатель запасного колеса, расположенный вместе с гидроподъемником под платформой.

Рисунок 4 - Аварийно- спасательный автомобиль

 

Недостатком автомобилей является его «привязанность» к автодорогам. Благодаря новому виду транспорта – автолокомобилям, оснащенных дополнительными колесными парами для перемещения по рельсам - такой недостаток устраняется. При использовании машин повышается мобильность пожарных подразделений, что приводит к уменьшению площади пожара, а, следовательно, и к снижению материальных потерь.

Литература

1. Повзик Я.С., Клюс П.П., Матвейкин А.М. Пожарная тактика: Учеб. для пожарно-технич. училищ. – М.: Стройиздат, 1990. – 335 с.

2. Крупенин С.С. Кузнецов К.Б.  Развитие системы и организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте // Научно-технический и производственный журнал «Наука и техника транспорта». – М., 2004. – С. 16 – 29.

3. НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны.

4. Повзик Я.С., Клюс П.П., Матвейкин А.М. Пожарная практика: Учеб. Для пожарно-технич. училищ. –М.: Стройиздат, 1990. -335.

 

Сайт управляется системой uCoz