ОЦЕНКА ТОКСИЧНОСТИ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

 

Быков В.Ф. (БГИТА, г.Брянск, РФ),

Чувилин А.Л. (ОАО МП «Совтрансавто-Брянск», г.Брянск, РФ)

 

Estimation of toxicity of carburettor engines.

 

Автомобильный транспорт России насчитывает около 20 млн автомобилей, потребляет 33 % топливных ресурсов страны  и является существенным загрязнителем окружающей среды. В эксплуатации нормируются вредные вещества отработавших газов: СО, СН, NОх и сажа. В массовом выражении на СО приходится 75-80 % на СН – 13-17%, на  NОх – 4,7 % и на сажу – около 1 % [1].

На токсичность отработавших газов (ОГ), выбрасываемых в атмосферу автомобилями влияет большое число факторов: конструкция автомобиля, качество эксплуатационных материалов, дорожные условия и техническое состояние.

В части технического состояния особое место занимают неисправности системы питания карбюраторных двигателей:  приготовление богатой или бедной смеси из-за засорения воздушного фильтра, загрязнения воздушных жиклеров и  каналов системы холостого хода, разрегулировки винта холостого хода, повышенного уровня топлива в поплавковой камере, подтекания топлива через клапан экономайзера, пропускной способности главного жиклера, засорения фильтра отстойника, разрегулировки электронного управления системой питания и др.

В 1992 году РФ присоединилась к международному соглашению по экологическим требованиям Правил ЕЭК ООН. Согласно Евро-4 содержание вредных веществ в отработавших газах в г/ кВт·ч с 2004 г. установлены следующие нормы: СО -1,8;  СН – 0,5; NОх – 3,5; твердых частиц – 0,9. Из приведенных нормативов видно, что требования к техническому состоянию системы питания двигателей ужесточаются. Однако по ОСТ 37.001.234-81 эти нормативы для отечественных грузовых автомобилей соответственно: 9,5; 3,4; 18,35 и 0,8 г/ кВт·ч, что превышает европейские нормы.

Автомобильная промышленность РФ вводит ряд устройств по снижению токсичности автотранспортных средств; экономайзеры принудительного холостого хода, автономные системы холостого хода, системы и регуляции отработавших газов, системы нейтрализации отработавших газов, бесконтактные системы зажигания и др. Эти нововведения в конструкцию системы питания двигателей позволят достигнуть европейских стандартов по токсичности выхлопных газов отечественных двигателей.

В условиях производственной эксплуатации качественным техническим обслуживанием с использованием диагностирования можно снизить количество вредных веществ отработавших газов.

По данным кафедры механизации л/п и л/х БГИТА и поста контроля технического состояния автомобилей, производящего ежегодные осмотры под руководством ГИБДД и расположенного на ОАО МП «Совтрансавто-Брянск», установлено, что 30 % автомобилей ЗИЛ-130   по содержанию СО не соответствует требованиям. Контроль состава ОГ проводится по ГОСТ 17.2.2.03-87 газоанализатором «Автотест-МЕГА» на стенде фирмы «Бош».

При повышенном содержании СО в ОГ производится регулировка карбюратора на холостые обороты, для снижения содержания вредности.

Холостые обороты коленчатого вала регулируются винтом холостого хода на прогретом двигателе при исправном состоянии системы зажигания и надежной герметичности системы питания. При завертывании винта смесь обедняется, а при отвертывании – обогащается.

Регулировку осуществляют в следующем порядке:

- завернуть винты до отказа, а затем отвернуть на три оборота;

- завести двигатель и  установить упорным винтом такое наименьшее открытие дроссельных заслонок, при котором двигатель работает устойчиво;

- обеднить смесь винтом холостого хода до тех пор, пока двигатель не начнет работать с перебоями.

Для проверки регулировки следует нажать на педаль и сразу отпустить. Двигатель должен обеспечивать устойчивую работу на холостом ходу при 400 – 500 мин -1  и при этом не должен глохнуть.

Повторный контроль содержания СО и  углеводородов в ОГ определяется при работе двигателя на  холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала, установленных предприятием-изготовителем: минимальной (n min) и повышенной (nпов) в диапазоне 2000 мин-1 · 0,8 nном. Нормы выбросов должны соответствовать ГОСТ Р 52033-2003, после чего выдаётся диагностическая карта и талон о прохождении техосмотра автомобиля.

 

В ы в о д ы

1. По данным кафедры механизации л/п и л/х  БГИТА и поста контроля технического состояния автомобилей (техосмотры ГИБДД) установлено, что 30% диагностируемых автомобилей по содержанию СО не соответствуют нормативным требованиям из-за неправильной регулировки приборов системы питания (система холостого хода).

2. Контроль токсичности ОГ при ТО-2, качественное техническое обслуживание систем питания ДВС, введение электронных систем управления карбюратором позволяют довести нормы выбросов до уровня европейских.

Литература

Нормативное обеспечение экологической безопасности авомобилей в эксплуатации: Учебное пособие/ Максимов В.А., Воробъев И.В., Коновалов И.А., Хазиев А.А., Сарбаев В.И. Под ред. Максимова В.А./ МАДИ – ТУ.-М., 2001. – 120 с.

Сайт управляется системой uCoz