ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ГОРОДСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

Бондарев Б.А., Сошнин П.В., Бондарев А.Б. (ЛГТУ, г. Липецк, РФ)

 

In the article the results of experimental-theoretical researches of various composite materials for application them in designs of road cover are given.

 

Город Липецк, являющийся крупнейшим промышленным центром Черноземья, в последнее время испытывает настоящий дорожный бум. Так за период с 2002 по 2005 год в городе проведены работы по капитальному ремонту городских дорог на площади более 2,1млн. м.кв., реконструированы основные центральные городские магистрали, проведены работы по демонтажу трамвайных путей по ул. Студеновская, Гагарина, Плеханова, Неделина, что увеличило их пропускную способность на 10-15%.

Однако, опыт эксплуатации городских дорог показывает, что несмотря на применение современной дорожно-строительной техники, отвечающих требованиям ГОСТ(ов) дорожно-строительных материалов, наблюдается появление дефектов, снижающих транспортно-эксплуатационные качества дорог. Так после 1-2 лет эксплуатации, на участках дорог появляются отраженные продольные и поперечные трещины, выбоины, шелушение верхних слоев покрытия, колейность. Происхождение этих дефектов связано прежде всего с состоянием оснований дорожных одежд городских автодорог, устроенных с применением низкопрочных каменных материалов на основе известнякового щебня. И, если, на протяжении 40 лет на территориальных автомобильных дорогах Липецкой области успешно применяются шлаки производства ОАО НЛМК, то в городских условиях, использование этого материала в конструкции дорожных одежд начато только с 2002 года. Таким образом, малопрочные материалы в основаниях дорожных одежд городских дорог и их перегруженность вышележащими слоями асфальтобетонного покрытия, толщина которого достигает 500мм снижают несущую способность дорожной одежды.

В условиях многократного перехода температур через 0º наиболее распространенным видом разрушения асфальтобетонных покрытий является образование сетки трещин. Применение традиционных методов борьбы путем перекрытия дефектных участков слоем асфальтобетона после заливки трещин битумом и ямочного ремонта не дает ожидаемого результата, т.к. достаточно быстро на свежеуложенном покрытии появляются отраженые трещины. В связи с этим фрезирование асфальтобентонного покрытий на толщину до 100мм и укладка слоев покрытия позволяет лишь на 1-2 года задержать возникновения этих трещин, но не является панацеей от их дальнейшего распространения.

Выбоины на поверхности покрытия в основном образуются в местах где произведена укладка асфальтобетоной смеси с несоблюдением температурного режима, колейность из-за низкой несущей способности оснований дорожных одежд.

Специфичность работы городских дорог заключается в отсутствии надлежащего водоотвода с поверхности покрытия. Так, почти на 60% протяженности городских улиц система ливневой канализации в настоящее время нуждается в капитальном ремонте из-за ее засоренности песками и другими отходами деятельности человека, а применение в больших количествах антигололедных материалов и несвоевременная уборка снега на городских дорогах не способствует повышению долговечности конструкций дорожных одежд.

Гарантийный срок эксплуатации дорог после капитального ремонта в г. Липецке 4 года, что по сути является межремонтным сроком эксплуатации, в связи с чем увеличение его является актуальной научно-производственной задачей, для решения которой необходимо провести ряд мероприятий технологического, экономического и экологического характера.

Так, для борьбы с отраженными трещинами рекомендуется использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон, геосетки, а на мостах и путепроводах использовать полимербетон на различных смолах (полиэфирных, эпоскидных, фурфурол-ацетоновых) взамен традиционных материалов, применяемых в элементах конструкций проезжей части городских транспортных сооружений.

Увеличение межремонтных сроков городских автомобильных дорог напрямую связано с уровнем их содержания, в связи с этим предлагается в качестве антигололедного материала использовать шлаковую мелочь, антигололедные реагенты типа «Грикол», автоматические установки по борьбе с гололедом фирмы «Бошунг» и т.д.

Особое внимание должно быть обращено на своевременную уборку снега и ремонт систем ливневой канализации, для чего рекомендуется использовать высокопроизводительную снегоуборочную технику и прогрессивную технику по очистке систем ливневой канализации. Экономические факторы сводятся к своевременному финансированию содержания и ремонта городских дорог и четкой организации этих видов работ, а экологические – к оценке и снижению ущерба для человека от загрязнения уличного пространства различными газообразными выбросами от проходящего транспорта.

Сайт управляется системой uCoz