УЧЕБНЫЕ И ОПЫТНЫЕ ОБЪЕКТЫ СЫКТЫВКАРСКОГО ЛЕСНОГО ИНСТИТУТА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Пахучий В.В., Пахучая Л.М. (СЛИ СПбГЛТА, г.Сыктывкар, РФ)

 

      The state and development perspectives for system  studying and research objects of Syktyvkar Forest Institute are discussed. The main directions for using such complexes of sample plots, research polygones and special routs are the forest education, investigation of forest stands, using as test-objects for purposes of deciphering of structure, mixture and productivity of forest ecosystems.

 

При подготовке специалистов лесного хозяйства в высших учебных заведениях большое внимание уделяется закреплению теоретических знаний на учебных, комплексных, производственных и преддипломной практиках. Часть практик проводится на учебных объектах в природе, представленных полигонами, пробными площадями, специальными маршрутами. Не менее важное значение придается участию студентов в научно-исследовательской работе. При этом естественно, что по основным направлениям лесохозяйственных исследований опытные объекты также обычно представляют собой опытные участки, пробные площади, заложенные в лесу, на лесокультурных площадях, в питомниках и т.д. Таким образом, совокупность учебных и опытных объектов является неотъемлемым атрибутом практического направления учебного процесса в лесохозяйственных ВУЗах. В Лесном Кодексе РФ указывается, что леса, имеющие научное, образовательное и историческое значение, относятся к защитным лесам наряду с такими категориями защитности, как водоохранные, притундровые леса, леса зеленых зон, особо охраняемых природных территорий и др. Это так же подчеркивает значение учебных и опытных объектов. Средоточием таких объектов традиционно являются учебно-опытные лесхозы. Примерами таковых могут служить Лисинский учебно-опытный лесхоз Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, Щелковский учебно-опытный лесхоз Московского государственного университета леса и др. Высшие учебные заведения, обеспечивающие подготовку инженеров лесного хозяйства относительно короткий период, задачи практической подготовки в период учебных, производственных и преддипломной  практик решают в лесном фонде ближайших лесхозов. Базовыми для Сыктывкарского лесного института СПбГЛТА являются Сыктывкарский и Корткеросский лесхозы Республики Коми.

Основной объем работ по формированию системы учебных и опытных объектов Сыктывкарского лесного института выполняет кафедра лесного хозяйства. Комплекс учебных и опытных объектов представлен постоянными и временными пробными площадями для проведения учебных практик по таксации, лесоведению и лесоводству, основам лесного хозяйства, территорией лесного питомника и формирующегося на его территории дендрария, генетическим резерватом. На основе учебных и опытных объектов формируются экологические тропы и специальные лесохозяйственные маршруты. К ним могут быть отнесены экологические общеобразовательные (типы лесных экосистем и их компоненты) и специальные лесохозяйственные маршруты (состояние лесного фонда, демонстрация лесохозяйственных мероприятий и оценка целесообразности их проведения), экологические тропы специального назначения (влияние рекреации на лесные биогеоценозы, смена растительности, древесные аборигены таежной зоны Республики Коми, растения-индикаторы, ядовитые растения леса и др.). Наряду с познавательным значением экологические тропы и специальные лесохозяйственные маршруты могут иметь рекреационное значение. Участие в экскурсиях в лесу позволяет расширить познания в области лесной экологии, знакомит с новыми методами работы, новыми технологиями.

В настоящее время в Сыктывкарском лесхозе заложено около 50 постоянных пробных площади и 40 временных пробных площадей для проведения практических занятий по курсу лесоведения и лесной таксации и лесозащите. В содружестве с Сыктывкарским лесхозом Агентства лесного хозяйства по Республике Коми проводятся работы по закладке дендрария на базе лесного питомника Сыктывкарского лесхоза.

В Корткеросском лесничестве Корткеросского лесхоза сформирован учебный полигон для проведения практических занятий по курсу гидротехнических мелиораций лесных земель, включающий около 40 постоянных пробных площадей, систему водомерных скважин, участки для определения скорости движения и расхода воды в открытых водотоках, объекты лесной селекции (участки географических культур сосны, ели и лиственницы). В Позтыкеросском лесничестве Корткеросского лесхоза заложено 8 пробных площадей на территории кедрового заказника в ненарушенных темнохвойных с кедром насаждениях.

Сыктывкарский лесной институт располагает также системой опытных объектов в северных и предгорных и горных районах Республики Коми. Так в Ухтинском лесхозе сформирован гидромелиоративный стационар, позволяющий решать задачи по совершенствования гидролесомелиоративных нормативов применительно к условиям европейского северо-востока. В Вуктыльском лесхозе заложено 15 пробных площадей в темнохвойных с кедром насаждениях. В Нижне-Омринском лесничестве Троицко-Печорского лесхоза выполнены исследования на уникальных гидромелиоративных объектах. Это крайние восточные в Европе участки с проведенными на них гидромелиоративными работами для целей лесного хозяйства. Кроме этого, здесь в составе насаждений и возобновления принимает участие кедр сибирский. Исследования на этих объектах позволяют получить новые лесоводственные знания.

Лес - это главная лаборатория лесовода. На учебных и опытных объектах проводятся конкретные лесоводственные и таксационные исследования, на основе которых выполняется дипломное проектирование, подготавливаются аспирантские работы. Материалы повторных перечетов на постоянных пробных площадях и специальные исследования позволяют осуществлять мониторинг за состоянием и продуктивностью лесных экосистем, оценивать динамические процессы. Тематика исследовательских работ обширна и включает вопросы лесозащиты, повышения продуктивности насаждений, оценки естественного возобновления, рубок главного пользования, рубок ухода и т.д. По сути на отдельных познавательных и специальных маршрутах учебные и опытные объекты представляют собой экспозиции под открытым небом. Поэтому формирование системы учебных и опытных объектов тесно связано с созданием музея лесоводства кафедры лесного хозяйства. Музей лесоводства с 1998 г. проводит работу по экологическому образованию и пропаганде знаний по охране природы среди дошкольников, школьников, студентов Сыктывкарского лесного института и Вятской сельскохозяйственной академии, работников образования и лесной отрасли. Ежегодно с коллекциями и экспонатами музея лесоводства знакомятся сотни посетителей различного возраста и профессий как из г. Сыктывкара, так и из районов Республики Коми. С музеем - лабораторией сотрудничает Коми Республиканская станция юных натуралистов, особенно в организации и проведении ежегодного Республиканского конкурса “Юных лесоводов”. Музей лесоводства кафедры лесного хозяйства является развивающимся структурным подразделением Сыктывкарского лесного института, решающим текущие задачи в процессе подготовки специалистов лесного хозяйства и принимающим самое активное участие в закладке опытных участков, полигонов и маршрутов.

Система учебных и опытных объектов представлена насаждениями различного состава, возрастной структуры, полноты и продуктивности, древостоями с выполненными в них хозяйственными мероприятиями, непокрытыми лесом лесными землями и нелесными землями. Это позволяет рассматривать ее как основу для создания базы данных для последующего использования не только в качестве полигонов для обучения будущих инженеров лесного хозяйства и исследовательской работы, но и как тест-объектов для дешифрирования материалов аэрофотосъемки и космической съемки.

Работа по формированию системы тест-объектов является развитием исследовательских работ кафедры лесного хозяйства, связанных с разработкой альтернативных методов таксации древостоев, насаждений и лесных массивов в условиях таежной зоны Республики Коми. Получение информации о лесах относительно нетрудоемкими методами, снижение детальности информации при обеспечении ее оперативности, достоверности и сопоставимости возможно при использовании дистанционных съемок, на основе технологии автоматизированной обработки спутниковых изображений. Учитывая высокую стоимость и затраты труда при лесоинвентаризации, выполняемой при лесоустройстве традиционными наземными методами, развитие методов дистанционного зондирования, как направление совершенствования методов таксации древостоев, следует признать актуальным. При этом не менее важно то, что без надежных тест-объектов, используемых для сравнения с изображением на аэрофотоснимках, космических снимках, реализовать потенциал методов ГИС-технологий для решения задач лесоинвентаризации практически невозможно.

Все опытные и учебные объекты, используемые в качестве тест-объектов,  закладывались традиционными методами сплошной перечислительной таксации с привязкой к надежно идентифицируемым по аэрофотоснимкам и космическим снимкам ориентирам (контурам, точечным объектам). Тест-объекты использованы при разработке регрессионных уравнений, описывающих зависимость таксационных показателей от величин, косвенно связанных с показателями спектральной яркости. На основе статистического и регрессионного анализа получены местные зависимости, позволяющие идентифицировать по материалам космосъемки группы пород - темнохвойные (ель, пихта, кедр), светлохвойные (сосна, лиственница), мелколиственные (береза, осина, ольха, ива).

На кафедре лесного хозяйства имеются наработки по учебным вопросам, связанным с данным направлением исследований. Читается курс лекций и проводятся практические занятия по курсу ГИС-технологии в лесном хозяйстве. Защищаются дипломные проекты с элементами ГИС-технологий. Начато обучение в рамках специальности 260400 (Лесное хозяйство) по специализации 260411 - Аэрокосмические методы и средства исследования лесных ресурсов на базе ГИС-технологий).

Весь спектр работ по формированию системы учебных и опытных объектов выполняется преподавателями кафедры лесного хозяйства и сотрудниками центра ГИС-технологий Сыктывкарского лесного института, аспирантами, студентами 3-4 курсов специальности 260400 (Лесное хозяйство) в период прохождения ими учебных, производственных и преддипломной практик. При необходимости для консультаций приглашаются специалисты Государственного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми».

Таким образом, усилиями Сыктывкарского лесного института СПбГЛТА в лесхозах Республики Коми формируется система учебных и опытных объектов, которая является учебной базой при подготовке инженеров лесного хозяйства, служит в качестве основы для проведения лесоводственных, лесотаксационных и других лесохозяйственных исследований и может служить в качестве тест-объектов, используемых для сравнения с изображениями насаждений на аэрофотоснимках и космических снимках. Учитывая оперативность космической съемки, данная методика может быть использована для мониторинга состояния лесных экосистем и их изменения в условиях антропогенного и техногенного воздействия в республике.

Сайт управляется системой uCoz