К ВОПРОСУ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

(НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ  

В П. КРАСНОТУРАНСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

 

Клименко Н.И., Литвиненко М.С. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

The investments in nature protection activity is a pledge socially - economic development and safety of region.

 

Вода является важнейшим природным ресурсом, без которого невозможна хозяйственная деятельность человека. Она участвует практически во всех производственных процессах. Водная среда используется для лова рыбы, добычи подводных запасов сырья (марганец, никель, кобальт) и топлива (нефть). Простата процесса захоронения и кажущаяся изолированность воды привели к тому, что человек стал активно использовать водную среду для сбора отходов.

Из-за загрязнения отходами жизнеобеспечения  хозяйственной деятельности загрязнено большинство рек и озер России. Качество поверхностных вод практически повсеместно не соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.  Поэтому больше половины населения России сегодня используют воду, не соответствующую гигиеническим нормам.

В целом следует сказать, что в России сложилась неблагоприятная обстановка по обеспечению населения питьевой водой нормативного качества.  Причина чего не только в экологических факторах, но и в низких темпах развития водопроводно-канализационного хозяйства и неудовлетворительном комплектовании техникой, материалами и оборудованием.

На фоне этого водные ресурсы Красноярского  края в настоящий момент превышают потребности населения в питьевой воде. По оценке специалистов речной сток составляет около 6000 км3 в средний по водности год. Это около 14 % водного стока всей страны. На одного жителя в крае приходится около 200 тыс. м3 стока в год. Это в семь раз больше, чем в среднем по стране. Что касается фактических показателей обеспечения населения центральным водоснабжением, то ситуация, в ряде случаев, обратная. Это касается, в первую очередь, жителей сельской местности и ряда районов и населенных пунктов. В частности поселка Краснотуранск. Ситуация в котором будет далее рассмотрена.

Таким образом, в Красноярском крае ожесточена проблема «чистой» воды. Только 10 % из всей сбрасываемой воды края очищается до нормативно чистой, а, следовательно, остальные 90 % не подходят для использования в качестве питьевой воды.

Но сохранение и улучшение качества водных ресурсов в крае можно и нужно достичь, в первую очередь, улучшением работы очистных сооружений, созданием водоохранных зон  и организацией их функционирования. Одним из таких примеров служит поселок Краснотуранск.

Краснотуранск – это поселок, расположенный на юге Красноярского края. Численность населения составляет 17, 3 тыс. чел. Регион имеет благоприятные условия для создания курортной зоны. Почва юга края является очень плодородной для сельскохозяйственной деятельности. В поселке есть обустроенное жилье и промышленное производство. Вместе с тем существует проблема обеспечения населения питьевой водой. До сих пор нет полноценной системы очистных сооружений для сбрасываемой воды. И от этого страдает не только население этого поселка, но в экологической опасности находятся и другие районы. Так как Краснотуранск  расположен в верховье Енисея, то происходят непосредственные  выбросы в основную артерию Красноярского края. Следовательно, загрязняется весь бассейн Саяно-Шушенского, Минусинского и остальных районов.

Помимо сточных вод загрязнение происходит через подземные грунтовые воды, поступающие в Енисей. А ведь, грязная, неочищенная вода, не соответствующая санитарно – гигиеническим требованиям, является основным источником развития различных инфекционных заболеваний. В этой воде содержание загрязнителей во много раз превышает ПДК. Так например, концентрация по следующим веществам превышает допустимую норму в десятки раз:  БПК в 73 раза, железо в 17 раз, азот аммонийный в 92 раз, фосфаты в 27 раз.

Таким образом, строительство очистных сооружений является очень актуальной проблемой для п. Краснотуранск. Мы считаем, что это является эффективным вложением материальных затрат как в социальном, экологическом, так и в экономическом плане:

Во – первых, это поможет сохранить благоприятным биологическое многообразие;

Во – вторых, позволит предупредить распространение опасных заболеваний, осуществить их профилактику, а не тратить средства на лечение различных болезней в запущенных формах;

В – третьих, обеспечить развитие курортной зоны и туристического бизнеса, что повлечет за собой  создание дополнительных рабочих мест и снижение социальной напряженности, даст возможность населению отдыхать, невыезжая за пределы края, а также получить дополнительную прибыль, в том числе и в бюджет.

В настоящее время разработан проект по строительству очистных сооружений в поселке Краснотуранск.

В результате проведенных нами расчетов, реализация проекта обойдется:  в 187 млн. руб. с учетом цен текущего года. Текущие затраты составят 13,3 млн. рублей,  себестоимость очистки 1 куб.м воды - 80 коп. Это вполне соразмерно с тарифами платежей за забор чистой воды. Проект сможет окупиться лишь за 17 лет. Однако следует учесть положительные экологические результаты, поскольку масса загрязняющих веществ, сбрасываемых за год в водоем после проведения очистки, значительно уменьшится: с 550 т до 133 т, т.е. эффект мероприятия составит 77 %. Величина экономического эффекта (предотвращенного ущерба) превысит 24 млн. руб., которые могут пойти на реализацию социальных программ и дальнейшее развитие региона.

Мы разделяем  точку зрения специалистов, что существующие тарифы платежей даже после повышения их в 2003 году не соответствуют размеру причиняемого ущерба. Если же предположить, что произойдет изменение тарифов в сторону увеличения, то период окупаемости рассмотренного проекта может существенно сократиться.

Таким образом,  рассмотренная нами критическая ситуация усугубляется не только  в рамках поселка Краснотуранск.  Подобная ситуация не единична и типична для всей страны. Из покон веков мы имеем самые богатые ресурсы, но ими разумно и рационально не пользуемся.

К сожалению, в нашей стране нет приоритета экологических мероприятий; руководство местного и федерального значения не несет должной и полной ответственности; не работает система контроля; мало денежных средств вкладывается  в решение социальных нужд и проектов. Те, руководители, которые принимают решения, должны быть более ответственными, а меры - действенными, должны вводиться адекватные штрафные санкции  за «большие» загрязнения. Должен реально действовать и принцип: «загрязнитель  платит».

Но эту проблему государство решить самостоятельно не в силах, это должен понять каждый: и директор промышленного предприятия - гиганта, допускающий сброс отходов в водоемы, и конкретный человек, который должен задумываться перед тем, как бросить мусор в  источник жизни. Ведь мы берем от природы ресурсы, а, значит, мы должны их многократно восполнять и, прежде всего, охранять.

Мы еще не научились рационально мыслить, думать о будущих поколениях, что им достанется от нас, и нести ответственность за последствия,  как это делают зарубежные развитые страны, которые уже давно используют безотходные производства и ценят каждую имеющуюся единицу ресурса,  и что самое главное - ее преумножить.

Для бережного использования водных ресурсов, обеспечения их сохранности и воспроизводства необходимо: увеличить оборотное и повторно – последовательное водоснабжение; ускорить внедрение маловодных, водосберегающих технологических процессов; повысить коэффициент полезного действия оросительных систем сельскохозяйственного производства; продолжить сокращение потребления водопроводной воды на технические нужды; повысить качество работы коммунального хозяйства –  всемирного потребителя воды.

На наш взгляд важным является обоснование как общей стратегии развития региона и ее переориентации на переработку ресурсов, так и своевременное  и полное информирование населения, повышение уровня грамотности, культуры и самоуважения, которые включают обеспечение комфортности и безопасности.

 

 

 

 

   

 

Сайт управляется системой uCoz