Оценка социально-экономической значимости

государственных лесозаготовительных предприятий

на территории Республики Коми

 

Драчан В. С. (СЛИ, Республика Коми, г. Сыктывкар)

 

The analysis of the structure of the logging industry of the Komi Republic according to the forms of property is carried out. The specific features of the analysis of state enterprises’ activities are underlined. The causes of their low economic effectiveness are revealed and the ways of overcoming of difficulties are offered.

 

Сегодня в странах ЕС наличие госпредприятий считается оправданным в следующих случаях:

-         когда необходимо содержать низко рентабельные и капиталоемкие, но нужные для общества производства и предприятия, куда частный сектор идти не хочет;

-         когда государство стремиться контролировать те отрасли, которое оно считает важным для экономики или  обороны страны;

-         когда государство хочет располагать инструментами регулирования хозяйственной, в частности инвестиционной, деятельности или модернизации экономики через соответствующие программы в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

-         когда необходимо обеспечить межотраслевое перераспределение ресурсов, если частные хозяйствующие субъекты не в состоянии это сделать;

-         когда требуется проведение целенаправленной региональной политики, связанной с освоением новых территорий и развитием отсталых районов, созданием там новых производств, объектов инфраструктуры и дополнительных рабочих мест.[1]

В Республике Коми в 2004 году на фоне общего наращивания объемов производства лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной продукции наблюдается ежегодный спад на государственных предприятиях этой отрасли. Однако, следует отметить, что спад производства на государственных предприятиях лесного комплекса самый незначительный (1,3%) по сравнению с госпредприятиями других отраслей. Доля прибыльных предприятий в государственном секторе лесной промышленности составляет 12, 5%, а прибыльных 30, 8 %, что является положительными показателями, несмотря на увеличение доли убыточных предприятий и снижение доли прибыльных по сравнению с 2003 годом [2]

Анализируя финансовые результаты государственного сектора, можно сделать вывод об их ухудшении. Если в 2003 г. 39% предприятий были убыточными, то в первом полугодии 2004 г. две трети предприятий госсектора понесли убытки. В результате, сальдированный финансовый результат был отрицательный – на уровне 687, 5 млн. руб. убытка.

Одновременно с ухудшением финансовых показателей государственных предприятий в целом по Республике Коми в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности наблюдается положительный сальдированный финансовый результат  (2,6 млн. руб.) 

Если проанализировать структуру лесозаготовительных предприятий Республики Коми по формам собственности (таблица 1), то можно отметить незначительную долю государственных предприятий (3,7%) Однако при их убыточной деятельности и они могут быть «балластом», ухудшающим общую картину состояния лесозаготовительной отрасли Республики Коми.

 

Таблица 1 -Структура лесозаготовительных предприятий Республики Коми по формам собственности (на 1 июля 2004г.)

Форма

 собственности 

Численность

Абсолютная (ед.)

Относительная (%)

Государственная

В т. ч. муниципальная

15

3,7

6

1,5

Частная

387

96,3

Итого

402

100

 

На их долю приходится более 10 % заготовки деловой древесины. Большинство из них это Государственные унитарные (федеральные казенные) предприятия с особыми условиями хозяйственной деятельности учреждения. Их главная цель – вовлечение осужденных в трудовую деятельность, что с одной стороны позволяет сделать вывод о дешевой рабочей силе, а с другой о ее низкой квалификации.

Анализ деятельности таких предприятий крайне специфичен, и затруднен определением приоритетных направлений между достижением социальной и экономической эффективности. Эти цели не являются абсолютно противоречащими друг другу, и поэтому поставленная задача трансформируется в получение максимального экономического эффекта при выполнении всех первоочередных социальных задач. Однако данная ситуация существенно усложняет и в какой-то мере делает невозможным сравнительный анализ деятельности государственных и частных лесозаготовительных предприятий.

Попытаемся проанализировать различия в деятельности государственных и частных лесозаготовительных предприятий на основании данных собранных путем анкетирования руководителей лесозаготовительных предприятий (таблица 2).

По среднегодовому объему лесозаготовок государственные лесозаготовительные предприятия не уступают частным, однако нельзя сделать такой вывод применительно к общей массе предприятий, так как среднестатистический объем заготовки на частных предприятиях складывается как из крупных лесозаготовительных предприятий, имеющих годовой объем лесозаготовок более 250 пл. куб. м в год, так и из большого числа мелких предприятий, заготавливающих 50-60 пл. куб. м. в год.

 

 

 

Таблица 2 -Сравнительные характеристики государственных и частных лесозаготовительных предприятий Республики Коми[3]

Форма собственности предприятия

Государственная

Частная

Средняя численность занятых на предприятии (чел)

620

312

Среднегодовой объем лесозаготовок (тыс.пл. куб.м)

140

120

Применяемая технология лесозаготовок

Отечественная хлыстовая

Отечественная сортиментная

Зарубежная сортиментная

Факторы, влияющие на конкурентоспособность лесозаготовительного предприятия.

 

Количество видов деятельности

Квалификация рабочих        

Ресурсообеспеченность       

Рентабельность производства

Уровень технической оснащенности

Ресурсообеспеченность            

Себестоимость производства и реализации продукции         

Рентабельность производства 

Прибыль от реализации           

Спрос на продукцию

Конкурентные преимущества предприятия перед другими лесозаготовительными предприятиями Республики Коми

Количество видов деятельности

Ресурсообеспеченность

Квалификация рабочих

Уровень технической оснащенности

Спрос на продукцию

Периодичность оценки конкурентоспособности предприятия

Иногда, по мере необходимости

Ежегодно

Что не устраивает руководителей предприятий во внешней  среде

Налоговая система

Система социальной поддержки

Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия (по 10-ти бальной шкале) в среднем по группе предприятий

5

8

 

Исходя из своей специфики, колония ориентирована на исправление осужденных путем интенсивного вовлечения их в трудовую деятельности. Однако, лишь малая часть осужденных имеет определенные навыки и знания, необходимые в условиях лесозаготовительного производства. Здесь налицо отсутствие высококвалифицированной рабочей силы. А ведь именно от уровня квалификации работников зависит эффективность организации производственного процесса, рациональность использования имеющихся материальных ресурсов, снижение доли брака. Поэтому, обучение рабочих на производстве – одно из важнейших направлений дальнейшей успешной деятельности учреждений.

Также обращает на себя внимание высокий уровень прогулов осужденных (невыходы на работу), что замедляет процесс производства, приводит к снижению количества выпускаемой продукции и негативно сказывается на рациональном использовании такого организационного ресурса, как время.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что основные фонды учреждений находятся в достаточно изношенном состоянии. Практически половина основных фондов перешла за черту эксплуатационного периода и требует замены, используются неперспективные техника и технологии. Обновление основных производственных фондов – это также одно из важнейших стратегических направлений в области повышения эффективности деятельности унитарных предприятий.

Принятие правильных стратегических решений, направленных на устранение имеющихся недостатков, будет способствовать сбережению имеющихся ресурсов и принесет успех в достижении высоких финансовых результатов деятельности.

Таким образом, перед органами государственной власти стоит задача с учетом и социальной и экономической эффективности найти оптимальное сочетание двух путей преодоления отрицательного влияния государственных предприятий на общий уровень отрасли:

1.     преобразование предприятий в центры трудовой адаптации и учебно-лечебные мастерские;

2.     проникновение частного капитала и повышение эффективности их деятельности.



[1] Балацкий, Е.  Госсектор в системе макроэкономического регулирования. //Проблемы теории и практики управления, №1, 2001г.

[2] Показатели деятельности государственного сектора экономики Республики Коми. Аналитическая записка, сентябрь 2004 г., с. 37

[3] По результатам статистического исследования, проведенного автором в июне-декабре месяцах 2004 года

Сайт управляется системой uCoz