СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

 

Андреева Л.П., Пасько Н.В. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

High financial results in the activity of forest complet interprise cannot be achieved without stratagical planning.

 

В современных условиях динамично изменяющегося рынка планирование деятельности предприятия становится жизненно необходимым. Именно это позволяет менеджерам не только видеть свое будущее и разрабатывать стратегии и цели, но и осуществлять мероприятия по их достижению. Наличие планов как долгосрочных, так и краткосрочных положительно сказывается на результатах деятельности и способствует созданию здорового морально-психологического климата в коллективе, а само предприятие приобретает так необходимую в условиях жесткой конкуренции на рынке гибкость, то есть способность предвидеть изменения и быстро приспосабливаться к ним.

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности, разработать мероприятия, которые необходимо выполнить сегодня для того, чтобы предприятие смогло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются связующим между настоящим и будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов.

Разработка стратегии развития для лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий является особенно актуальной задачей, поскольку продолжительность их функционирования зависит от наличия природного ресурса – леса, запасы которого исчерпываются, а на восстановление требуется много средств и времени.

Начавшаяся в 90-х годах  перестройка и приватизация, затронули деятельность тогда еще Рубинского леспромхоза, который был одним из крупнейших предприятий Кузбасса по производству круглого леса, пиломатериалов, тарной дощечки.

В стране сложилась такая обстановка, что можно было безнаказанно разрушать строившиеся десятилетиями предприятия.

Объемы лесозаготовок упали до минимума, перестали функционировать деревообрабатывающие цеха, в результате банкротства менялись собственники  предприятия.

В 1999 году леспромхоз приобрел статус Мариинского филиал ООО «СТЭЙТ». В наследство ему достались разрушенные цеха, устаревшая техника, потерянные покупатели.

Однако предприятие функционирует, увеличивая объемы производства, пытаясь  снижать убытки.

Согласно концепции маркетинга, успеха добьется то предприятие, которое создаст высшую потребительскую ценность и которое удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Предприятию необходима постоянная оценка стратегии конкурентов, возможностей добиться конкурентных преимуществ путем предоставления более широкого ассортимента, выгодных условий поставки и оплаты, использования скидок.

Поскольку ООО «СТЭЙТ» наращивает объемы производства пиломатериалов, оно должно оценить деятельность конкурентов в отношении данной продукции, как слабые, так и сильные стороны своей деятельности.

Основным конкурентом является ООО «СибЭл-ЯЯ».

Несмотря на обеспеченность квалифицированными управленческими кадрами, на исследуемом предприятии существует проблема обеспеченности постоянных работников из-за небольшой численности населения, высокой текучести. ООО «СТЭЙТ» по критерию «менеджмент» уступает конкуренту. На ООО «СибЭл-ЯЯ» этот вопрос стоит не так остро, поскольку оно расположено в районном поселке с большей численностью населения.

В ООО «СТЭЙТ» произошло обновление некоторых производственных фондов, но по критерию «производство» оно уступает, поскольку основной продукцией остается круглый лес с меньшей добавленной стоимостью, чем производство пиломатериалов, на что ориентирован конкурент, прекративший отгружать круглый лес.

Кроме того, ООО «СибЭл-ЯЯ» добилось преимуществ в заготовке древесного сырья – заключении договора аренды леса с близлежащим лесхозом, в результате чего расстояние вывозки - менее 50 километров, что сказывается на снижении себестоимости продукции лесозаготовок. В то время как «СТЭЙТ» вывозит лес на расстояние, превышающее 100 км.

На основе взаимосвязи между выявленными сильными и слабыми сторонами, изучения спроса потребителей на продукцию лесопиления и сформировавшегося портфеля заказов, можно предложить стратегию дальнейшего развития предприятия, которая поможет постепенно добиться финансовой стабильности.

Продукция ООО «СТЭЙТ» является традиционной для предприятий лесного комплекса; основные виды - круглый лес и продукция деревопереработки.

Для предотвращения угрозы потери рынка сбыта пилопродукции из-за действия основного конкурента ООО «СибЭл-ЯЯ», реализующего сухой пиломатериал, можно внедрить участок антисептирования пиломатериалов, что является альтернативой строительству сушильного цеха на данном этапе развития.

Стратегия в отношении круглого леса является стратегией сокращения, в отношении пиломатериалов - концентрированного роста, при которой фирма направляет усилия на то, чтобы с данным продуктом на существующем рынке завоевать лучшие позиции. 

Для реализации стратегии надо сформулировать четкие цели. Необходимо:

- сократить отгрузку пиловочника и использовать его в цехе лесопиления в качестве сырья;

- осуществить дозагрузку мощности лесопильного цеха, что позволит увеличить выпуск пиломатериалов на 5,5 тыс. м3;

- обосновать наиболее удобное расположение участка антисептирования;

- приобрести за счет собственных средств расходные и комплектующие материалы, оплатить услуги сторонних организаций для монтажа участка антисептирования;

- применить эффективное средство рекламы для информирования потребителей о производстве антисептированного пиломатериала, что позволит расширить круг потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz