Синицын С.С. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
The power analysis of process of a rolling reduced Pneumatic sprocket in led and free Conditions. It is analytically justified rational Constructive variant of power transmission a wood transport Machines.
В статье анализируются энергетические показатели процессов взаимодействия пневматического колеса в ведомом и свободном режимах с деформацией опорной поверхностью. Разработаны аналитические зависимости, позволяющие численно оценить уровень энергозатрат на качение колес в ведомом и свободном режимах. Проведенные расчеты доказали преимущество работы колес полноприводного движителя в свободном режиме и позволило обосновать рациональный тип силовой передачи колесных лесотранспортных машин.
Отличительной чертой колесных лесотранспортных машин является применение многоприводных ходовых систем. Переход на многоприводность усложнил структуру системы «трансмиссия-движитель», что ставит ряд новых задач в решении проблемы прогнозирования качества машин на стадии их конструирования. И одна из этих задач заключается в обосновании оптимального варианта схемы привода к колесам, обеспечивающей минимальный уровень энергозатрат на передвижение, что является общепризнанным критерием совершенства мобильных машин.
В настоящее время энергетическое обоснование конструктивных вариантов машин дается, в основном, лишь только на уровне сопоставимости потерь в силовой передаче от кинематического несоответствия и совершенно игнорируется влияние режима качения колес на энергозатраты в пятне их контакта с опорной поверхностью. Поэтому очевидна необходимость исчерпывающего теоретического анализа энергетических характеристик системы «трансмиссия-движитель-опорная поверхность» на предмет обоснования варианта привода колес, обеспечивающего минимум энергозатрат на передвижение. Для этого необходимо сопоставить потери мощности на качение колес в ведомом Ии свободном режимах. Причем, целесообразно проанализировать энергоемкую и трудноопределяемую составляющую энергозатрат на вертикальную деформацию грунтов (колееобразование).
Для решения поставленной задач используем функциональные зависимости, отражающие влияние конструктивных и эксплуатационных параметров системы «движитель-опорная поверхность» на потери энергии при работе в ведомом [1] и свободном [2] режимах.
Согласно работе [1] для ведомого колеса мы имеем
или
, (1)
где с,m - параметры грунта; в - условный эквивалент ширины шины;
hГ - глубина колеи; h0 - базовая деформация грунта;
wк – угловая скорость вращения колеса;
r0к – радиус качения колеса в ведомом режиме.
, (2)
Определим вид зависимости для фиктивной силы сопротивления качению колеса в свободном режиме:
. (3)
Тогда мощность колееобразования равна
, (4)
где Г(х) - гамма функция для соответствующего параметра;
rск – радиус качения колеса в свободном режиме.
Соотношение энергоемкостей колееобразования ведомого и свободного колес оценим показателем kN:
, (5)
После подстановки значений и и некоторых преобразований получаем
Определим численную величину соотношения мощностей для исходных данных из работы [1].
(6)
где R - свободный радиус колеса; hш - вертикальная деформация шины.
С учетом того, что [3]:
получаем
При использовании для гамма-функции ее приближенного значения по формуле Стирлинга [3], а именно:
, (7)
получаем:
;
.
Тогда отношение гамма- функций приобретает следующий вид:
Окончательно
(8)
В результате расчета по тем же исходным данным получаем:
Отличие результатов расчетов соотношения энергозатрат по точному и приближенному варианту вычисления значений гамма- функций составляет:
Такое незначительное расхождение свидетельствует о инвариантности приближенного выражения. Это делает предпочтительных его применение, поскольку оно исключает табличное определение значений гамма- функций.
Таким образом, как показали результаты вычислений соотношения энергозатрат, потери мощности ведомым колесом на деформацию грунта в полтора раза превышают аналогичные потери при качении колеса в свободном режиме. Поэтому, вполне обоснованно можно рекомендовать для многоприводного движителя вариант силовой передачи, обеспечивающий постоянную работу всех колес в свободном (ведущем) режиме. Причем, оптимальным вариантом, по нашему мнению является блокированный привод с автоматической ликвидацией кинематического рассогласования в системе «трансмиссия – движитель - опорная поверхность».
Литература
1. Синицын С.С., Буров П.А. Уменьшение сопротивления качению колесного движителя по деформируемому основанию // Эксплуатация лесовозного подвижного состава: Межвуз. сб. – Свердловск, 1987.
2. Синицын С.С. Энергетический принцип оптимизации качественных характеристик колесных транспортно-технологических машин // Проблемы повышения качества промышленной продукции: Межвуз. сб. - Брянск, 1998.
3. Справочник по специальным функциям. – М.: Наука, 1979.